Скоростной электровелосипед и его место в городском трафике
Электровелосипеды становятся всё более популярным транспортным средством. Одним из следствий роста популярности велогибридов стало появление большого разнообразия моделей и новых классов электровелосипедов — сегодня у каждого известного бренда велоиндустрии в линейке моделей найдётся несколько аппаратов с различным эксплуатационным и техническим потенциалом.
Появление на дорогах скоростных велогибридов (в Европе получивших название speed-pedelecs) потребовало корректировки правил использования этих транспортных средств на дорогах Европейского Союза — с начала этого года двухколёсный транспорт, способный развивать скорость в пределах от 25 до 45 км/ч приравнивается к мопедам. Это означает, что для райдеров скоростных электровелосипедов использование шлема теперь также является обязательным, и они должны использовать для передвижения проезжую часть или, при отсутствии возможности, дорожки для велотранспорта. Но будет ли дорога лучшим местом для скоростных электровелосипедов и насколько это безопасно для райдеров?
Голландский институт исследований безопасности дорожного движения SWOV взялся рассмотреть этот вопрос и изучил влияние нового регламента на движение скоростных велогибридов. Исследование SWOV проводилось путём постоянного наблюдения за вождением нескольких обладателей скоростных велогибридов, а также других участников дорожного движения в повседневном движении. Все участники исследования использовали свой скоростной электровелотранспорт для поездок на работу. Электровелосипеды были оснащены двумя камерами со встроенным GPS-трекером и акселерометром для фиксации характера вождения, положения на дороге, скорости и условий движения.
Данные исследования SWOV показали, что скоростной велотранспорт не является однородным с другим трафиком с точки зрения скорости и массы, как на велосипедной дорожке, так и на проезжей части. На велосипедных дорожках в городских районах средняя скорость движения быстрого электротранспорта выше, чем у других пользователей велосипедных дорожек: 29 км/ч против 21 км/ч (включая райдеров на велогибридах со стандартным ограничением скорости в 25 км/ч). Различия в скорости между разными участниками движения потенциально могут привести к опасным ситуациям. Кроме того, крутые повороты и препятствия (такие как бордюры или столбики) могут представлять дополнительный риск для водителей более быстрых транспортных средств.
Однако средняя скорость скоростных электровелосипедов на проезжей части в 32 км/ч — существенно ниже общепринятого лимита в 50 км/ч. Различия в скорости между участниками дорожного движения на проезжей части дороги могут стать причиной опасных ситуаций, в которых велосипедист является более уязвимым из-за его массы и ограниченной защиты.
Анализ полученных с помощью камер видеоизображений указывает на то, что велосипедист на скоростном велогибриде на дороге часто сталкивается с негативной реакцией водителей (такими как сигнал клаксона или мигающие фары). В среднем, каждые 2 км маршрута движения происходит ситуация, которая указывает на проблемы с движением в потоке транспорта: водители автомобилей обгоняют велосипедистов там, где это невозможно или не разрешено, движутся вплотную к велотранспорту, оттормаживаются или подрезают райдеров. Некоторые участники исследования продолжили использовать для движения велодорожки на части маршрута: 23% расстояния, которое они должны были проехать по дороге, райдеры преодолели по близлежащим велодорожкам.
Должны ли обладатели быстрых электробайков ездить по дорогам или по велодорожкам — это вопрос национального законодательства. Точно так же, как и проблемы с ношением шлема или наличием обязательной страховки — место в трафике скоростных велогибридов является вопросом их использования и не подлежит техническим регламентам. Инициаторы исследования пришли к выводу, что вопрос безопасной интеграции скоростных велогибридов в городской трафик требует серьёзного внимания и пока что остаётся отрытой задачей.
на нашу рассылку