Мотор-колесо: «Куда ставить-то?»
Широкий выбор конверсионных наборов для самостоятельной переделки «старого» велосипеда в «новый» велогибрид позволяет каждому, кто желает стать обладателем экономичного и трендового транспорта, подобрать подходящий кит-набор в соответствии с собственными целями и задачами. Одним из частых вопросов, которым задаются новички темы электрификации велосипедов, остается выбор одного из двух вариантов установки hub-мотора – в переднее или заднее колесо?
Сразу следует отметить, что эксплуатационные характеристики новоиспеченного велогибрида в большей степени зависимы от номинальной мощности используемого электродвигателя. То есть расположение hub-мотора мощностью до 350W на особенности поведения электровелосипеда большого значения не оказывает, но с возрастанием мощности проявляются некоторые характерные особенности.

Hub-мотор в заднем колесе
Задний привод получил более широкое распространение в силу высокой конструктивной надежности, особенно при использовании мощных (от одного киловатта и выше) мотор-колес прямого привода. Ведущие производители мощных электродвигателей для велосипедов, как и известные тюнинг-мастерские, ориентируют конечных пользователей на высоконадежное крепление оси в усиленных горизонтальных кронштейнах заднего треугольника рамы велогибрида или маятника электробайка. Выбор расположения мотор-колеса на задней оси отличается следующими положительными моментами:
- большее количество предложений производителей;
- подходит для установки в крепкие рамы для даунхилла/фрирайда (для маунтин-байков иногда необходимо дополнительно усиливать дропауты);
- единственно приемлемый вариант для мощных hub-моторов, обладающих большой собственной массой;
- как правило, нет проблем с установкой дискового тормоза;
- высокая нагрузка задней оси обеспечивает отличное сцепление колеса с твердым грунтом при движении в гору;
- лучшая управляемость электровелосипеда при резком торможении.

При модернизации горного велосипеда можно часто столкнуться с проблемой сохранения большого количества передач – для любителей крутить педали на скоростях выше 40 км/ч это может быть трудноразрешимым изъяном. К другим недостаткам заднего привода можно отнести и такие особенности:
- смещение развесовки электровелосипеда кзади требует более мощного обода с усиленными спицами, особенно для тяжелых hub-моторов;
- этот же фактор снижает управляемость ТС – например, при прямой посадке встречный ветер на высоких скоростях может привести к отрыву переднего колеса от дороги;
- эксплуатация велогибрида с задним приводом на скользкой дороге сложнее, и требует большего опыта;
- задняя часть электровелосипеда становится чересчур тяжелой;
- потребуется замена кассеты звезд;
- обратная трансформация электробайка в велосипед занимает существенно больше времени.
Преимущества и недостатки переднего привода
Переднее расположение мотор-колеса может быть продиктовано как стилем катания, так и техническими факторами. Например, для кантри-райдинга и велопрогулок по «слабой пересеченке» такой вариант может стать оптимальным – мускульный привод сзади и электромотор впереди превращают велогибрид в полноценный полноприводный аппарат. К преимуществам переднего расположения hub-мотора можно отнести следующие особенности:
- лучшие показатели управляемости на сложном покрытии и высоких скоростях, несмотря на увеличение нагрузки на переднюю ось;
- максимально простая установка мотор-колеса;
- сохранение полноценной трансмиссии заднего привода;
- возможность полноценного использования планетарных втулок;
- более равномерное распределение веса, особенно для комфортной, прямой посадки и расположения АКБ в проеме треугольника рамы;
- возможность быстрой обратной переделки велогибрида в велосипед.

Первое, на что обращают внимание при управлении велогибридом с передним приводом, это немного большее усилие при рулении. Но к этой особенности можно привыкнуть очень быстро, а на высоких скоростях данный нюанс даже добавляет стабильности. К недостаткам расположения мотора электровелосипеда впереди можно отнести такие моменты:
- пробуксовка переднего колеса при старте с места – вопрос снимается аккуратным дозированием «газа»;
- похожая картина с «прокрутами» ведущего колеса наблюдается при подъеме в крутую гору на грунтовой или мокрой дороге, но компенсация педалированием поможет справиться и в этой ситуации;
- от пробуксовки на высоких скоростях поможет избавиться более зацепистый протектор покрышки или разумное ограничение скорости;
- проблемы с тягой на низких скоростях – не лучший вариант для использования на откровенном бездорожье;
- при переднем расположении мотор-колеса возрастают нагрузки на передний амортизатор – в этом случае короткоходная вилка из стали с усиленными дропаутами будет лучшим выбором;
- невозможность использования мощных конфигураций.

Собственный опыт эксплуатации электровелосипеда с передним или задним приводом выявляет достоинства и недостатки каждого из вариантов. У каждого из них найдутся свои приверженцы и ярые противники, но в отсутствие своего опыта – приходится полагаться на чужой. Если вы готовы поделиться личным опытом, оставляйте свои комментарии к этой статье.
Подпишитесь
на нашу рассылку
на нашу рассылку
и первым узнавайте о новостях компании и акциях!