Пять советов по использованию литий-ионных аккумуляторных батарей
Литий-ионные АКБ получают все большее распространение благодаря их высоким эксплуатационным характеристикам и меньшим числом, в сравнении с никель-металл-гидридными аккумуляторами, нюансов при их использовании. Этот тип аккумуляторов все чаще используется в качестве элементов питания для мотор-колес велогибридов, электроскутеров, электробайков и прочей колесной электротехники. Несмотря на свою неприхотливость, они также требуют соблюдения несложных правил использования, соблюдая которые, можно продлить срок «жизни» батареи и увеличить время ее работы.
Полная разрядка – хорошо или плохо? Отсутствие у Li-Ion аккумуляторов так называемого «эффекта памяти» позволяет заряжать их, не дожидаясь полного разряда АКБ. Более того, специалисты советуют ставить аккумулятор на подзарядку как можно чаще, что позволит увеличить количество рабочих циклов. Производители указывают количество циклов при максимальном разряде, и у батарей высокого класса это значение находится в районе пяти сотен. Обычно, за глубину разряда АКБ отвечает внешний контроллер или встроенная система управления аккумулятором (BMS). Наиболее благоприятной для элементов батареи величиной остаточного заряда будет значение в 10-20% - при глубине разряда в 80% BMS отключает источник потребления, что позволяет увеличить ресурс АКБ до тысячи циклов.
Глубина разряда | Количество циклов |
100% | 500 |
50% | 1500 |
25% | 2500 |
10% | 4700 |
Ежеквартальная разрядка. На литий-ионные аккумуляторные батареи плохо влияют как периодическая разрядка «в нуль», так и максимум запаса емкости в течение длительного времени. Рекомендации специалистов сводятся к совету раз в три месяца полностью разряжать батарею, чтобы затем зарядить ее до максимума и выдержать подключенной к зарядному устройству 8-12 часов. Эти несложные манипуляции позволят избавиться от отметок верхнего и нижнего уровня заряда.
Храните АКБ не полностью заряженными. Уровень заряда в 30-50% от емкости – лучший вариант для тех периодов, когда батарея не используется. Наиболее благоприятная температура для консервации аккумуляторов равна 15 градусам тепла. В случае, когда полностью разряженная АКБ долго лежала без дела, восстановить ее работоспособность уже не получится. Заряженными «под завязку» аккумуляторы также хранить не следует – их емкость со временем может значительно уменьшиться. Таблица ниже демонстрирует зависимость остаточной емкости от температуры при хранении в течение года.
t° хранения | 40% заряда | 100% заряда |
0°C | 98% | 94% |
25°C | 96% | 80% |
40°C | 85% | 65% |
60°C | 75% | 60% |
Заряжайте только при помощи оригинального зарядного. Мало кто в курсе, что блок зарядного устройства в большинстве случаев представляет собой обыкновенный понижающий напряжение адаптер для выпрямления сетевого переменного тока. А за взаимодействие аккумулятора с электросетью отвечает встроенный контроллер. Но для некоторых батарей, лишенных встроенной BMS, использование «левых» зарядных устройств может иметь весьма негативные последствия.
Перегрев – страшный сон АКБ. Литий-ионные аккумуляторы плохо переносят температуры выше максимальных для эксплуатации +50 градусов. Нередко батареи для велогибридов собирают в алюминиевом корпусе, чтобы повысить теплоотдачу и увеличить отражение солнечных лучей. Поэтому в процессе использования необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор был защищен от воздействия прямого солнечного света и не находилась в непосредственной близости от источников теплового излучения (батарей отопления, тепловых конвекторов и других нагревательных приборов). Порог минимальной температуры для использования аккумуляторов –40°C. Прежде чем батарею можно будет поставить на зарядку после использования на морозе, ее нужно выдержать при температуре выше нуля достаточно продолжительное время, чтобы не опасаться за работоспособность и потерю рабочих характеристик.
на нашу рассылку