Пять советов по использованию литий-ионных аккумуляторных батарей
Литий-ионные АКБ получают всё большее распространение благодаря их высоким эксплуатационным характеристикам и меньшим числом, в сравнении с никель-металл-гидридными аккумуляторами, нюансов при их использовании. Этот тип аккумуляторов всё чаще используется в качестве элементов питания для мотор-колёс велогибридов, электроскутеров, электробайков и прочей колёсной электротехники. Несмотря на свою неприхотливость, они также требуют соблюдения несложных правил использования, соблюдая которые, можно продлить срок жизни батареи и увеличить время её работы.
Отсутствие у Li-Ion аккумуляторов так называемого «эффекта памяти» позволяет заряжать их не дожидаясь полного разряда АКБ. Более того, специалисты советуют ставить аккумулятор на подзарядку как можно чаще, что позволит увеличить количество рабочих циклов. Производители указывают количество циклов при максимальном разряде, и у батарей высокого класса это значение находится в районе пяти сотен. Обычно за глубину разряда АКБ отвечает внешний контроллер или встроенная система управления аккумулятором (BMS). Наиболее благоприятной для элементов батареи величиной остаточного заряда будет значение в 10–20% — при глубине разряда в 80% BMS отключает источник потребления, что позволяет увеличить ресурс АКБ до тысячи циклов.
Глубина разряда | Количество циклов |
100% | 500 |
50% | 1500 |
25% | 2500 |
10% | 4700 |
На литий-ионные аккумуляторные батареи плохо влияют как периодическая разрядка «в нуль», так и максимум запаса ёмкости в течение длительного времени. Рекомендации специалистов сводятся к совету раз в три месяца полностью разряжать батарею, чтобы затем зарядить её до максимума и выдержать подключенной к зарядному устройству 8–12 часов. Эти несложные манипуляции позволят избавиться от отметок верхнего и нижнего уровня заряда.
Уровень заряда в 30–50% от ёмкости — лучший вариант для тех периодов, когда батарея не используется. Наиболее благоприятная температура для консервации аккумуляторов равна 15 градусам тепла. В случае, когда полностью разряженная АКБ долго лежала без дела, восстановить её работоспособность уже не получится. Заряженными «под завязку» аккумуляторы также хранить не следует — их ёмкость со временем может значительно уменьшиться. Таблица ниже демонстрирует зависимость остаточной ёмкости от температуры при хранении в течение года.
t° хранения | 40% заряда | 100% заряда |
0°C | 98% | 94% |
25°C | 96% | 80% |
40°C | 85% | 65% |
60°C | 75% | 60% |
Мало кто в курсе, что блок зарядного устройства в большинстве случаев представляет собой обыкновенный понижающий напряжение адаптер для выпрямления сетевого переменного тока. А за взаимодействие аккумулятора с электросетью отвечает встроенный контроллер. Но для некоторых батарей, лишённых встроенной BMS, использование «левых» зарядных устройств может иметь весьма негативные последствия.
Литий-ионные аккумуляторы плохо переносят температуры выше максимальных для эксплуатации +50 градусов. Нередко батареи для велогибридов собирают в алюминиевом корпусе, чтобы повысить теплоотдачу и увеличить отражение солнечных лучей. Поэтому в процессе использования необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор был защищён от воздействия прямого солнечного света и не находился в непосредственной близости от источников теплового излучения (батарей отопления, тепловых конвекторов и других нагревательных приборов). Порог минимальной температуры для использования аккумуляторов –40 °C. Прежде чем батарею можно будет поставить на зарядку после использования на морозе, её нужно выдержать при температуре выше нуля достаточно продолжительное время, чтобы не опасаться за работоспособность и потерю рабочих характеристик.
на нашу рассылку