Qulbix Raptor — электрический велосипед для гонок по бездорожью
Qulbix Raptor — высококачественная рама для электрического велосипеда, способная вместить очень большую аккумуляторную батарею и мощное заднее мотор-колесо. Мы давно хотели написать о раме Raptor, и поскольку производитель недавно сменил название с Torque на Qulbix, наконец, пришло время окунуться в подробности.
Примечание: название «Qulbix» было придумано, чтобы отличаться от названий других производителей. В названиях многих компаний есть слово «Torque», и поиск в интернете даёт множество ссылок, которые не имеют ничего общего с этим великолепным электровелосипедом. Правильно это название произносится так же, как английское словосочетание «Cool Bikes» — «крутые велики». Несколько наших экспериментов с доработкой велосипедов показали: для того, чтобы добиться от мотор-колеса высокой мощности, нужно две вещи. Во-первых, вам определённо понадобится как можно большее напряжение. А во-вторых, вам потребуется самое большое мотор-колесо, какое только может подойти к данной раме, поскольку маломощное мотор-колесо не выдержит такую же нагрузку, какую выдержит мощное.
В большинстве случаев нагрев, вызванный высокой нагрузкой, может сгубить двигатель, поэтому чем мощнее мотор-колесо, тем большую нагрузку можно на него подать, не боясь расплавить. А когда вам удастся раздобыть очень мощное мотор-колесо, перед вами, как любым желающим получить высокомощный электровелосипед, встанет ещё одна проблема. Мощное мотор-колесо, рассчитанное на высокую нагрузку, может не подойти к некоторым велосипедным рамам, а даже если и подойдёт, то высокомощное мотор-колесо может сломать стандартную маятниковую подвеску. Если Вы добавите сдвоенные или счетверённые стопорные рычаги, чтобы усилить соединение, мощное мотор-колесо может не поместиться между ногами вилки, расстояние между которыми у обычного велосипеда составляет 135 мм.
Велосипед Qulbix Raptor отвечает всем перечисленным выше требованиям.
Компания Qulbix была основана инженером, разрабатывавшим детали для мотоциклов. В 2006 году он основал компанию Torque, а в начале 2013 г. Компания выпустила электрический мотоцикл для гонок по бездорожью Torque FR1. Почти сразу же некоторые клиенты поинтересовались, не задумывалась ли компания о том, чтобы выпускать электрические велосипеды-внедорожники, на которые можно было бы ездить ещё и при помощи педалей.
Велосипед FR1
Компания Qulbix к тому времени уже обладала богатым опытом в производстве мотоциклов, вот почему их первый электрический велосипед-внедорожник Raptor получился законченным с первого раза. В обсуждениях одним из первых возникает вопрос «а сколько он весит?». Если вы хотите, чтобы ваш Raptor был как можно послушнее, можете установить на нем маломощную батарею, велосипедные шины и мотор-колесо HT3525, чтобы сбросить вес до 36 кг. Но если вы установите батарею, заряда которой хватит на долгий путь, мотоциклетные шины и мощный двигатель Cromotor, ваш Raptor будет весить более 55 кг.
Самая главная особенность велосипеда Raptor производства Qulbix, о которой хотелось бы рассказать в первую очередь, — это невероятно огромный отсек под батарею в центральной части рамы. Эта замечательная черта отличает данный электровелосипед от конкурентов такого же класса. Внутренняя ширина отсека в раме составляет 160 мм, и этого достаточно, чтобы разместить там батарею литий-полимерных аккумуляторов.
Независимо от того, какие аккумуляторы Вы выберете, невероятно большой отсек велосипеда Raptor позволяет разместить любую батарею, обеспечивающую максимальное напряжение и ёмкость.
Полая рама велосипеда Stealth Bomber — 125 мм шириной, велосипеда Greyborg — 110 мм, а велосипеда Phasor — 100 мм. Так что может на этих велосипедах легче крутить педали, но если вам нужно самое высокое напряжение и самое большое расстояние в пути (которое получается, если сложить напряжение и ёмкость батареи), ёмкость батареи и дальность поездки самые большие у «Раптора». Далее приводится мнение велосипедиста, который рекомендует батарею литий-полимерных аккумуляторов, 74 В / 25 ампер-час.
«Я обнаружил, что идеальной является конфигурация 18S / 5P. Или пятнадцать батарей 6S на 5000 мА/ч. При езде по бездорожью это даст вам такую мощность, что вы будете ехать, пока не надоест. Конфигурация 18S / 3P не даёт такой дальности поездки. С конфигурацией 18S / 4P мне всё равно не хватало дальности. Конфигурация 18S / 5P кажется превосходной (если больше, велосипед станет излишне тяжёлым)» Пользователь carsonwen: «Я использую аккумуляторы 5S на 4000 мА/ч. В раму можно вместить до 42 батарей, возможно, до конфигурации 30S / 28 ампер-час (124 В)…»
Хотя рама весьма широка, педали крутить всё равно можно.
Расстояние между ногами вилки на маятниковой подвеске велосипеда Raptor составляет 150 мм, в комплект входят прокладки на случай если вы используете стандартный двигатель с расстоянием между выступами оси в 135 мм, как у осей велосипедов и маломощных мотор-колёс. Со всеми четырьмя перечисленными ниже двигателями можно устанавливать дисковые тормоза на заднее колесо.
Двигатель Crystalyte HT3525 — самое маленькое мотор-колесо, которое, как мне кажется, подойдёт этой прекрасной раме. Что-то меньшее, и вы не сможете насладиться всеми достоинствами прекрасно сконструированного высококачественного электровелосипеда. Выбирайте именно это мотор-колесо, если хотите оставить 7-скоростной переключатель передач, а также чтобы ваш Raptor был как можно легче. Мощность двигателя HT3525 составила 100 В X 40 A = 4000 Вт, в боковых панелях были просверлены вентиляционные отверстия для отвода тепла, и, конечно же, был добавлен датчик температуры.
Следующий двигатель, покрупнее, который будет работать так же хорошо, — это 4080 производства компании Crystalyte, вместе с которым можно установить 5-скоростной переключатель передач. Статор шириной 40 мм (на 5 мм больше) позволяет подавать на него на несколько ампер больше, чем на двигатель HT3525. Кроме того H4080 входит между ногами стандартной вилки, расстояние между которыми составляет 135 мм.
Далее следует ещё один двигатель производства Crystalyte, Crown или TC80, ширина статора в нём такая же, как и в H4080, 40 мм, но благодаря двум усовершенствованиям он выдерживает большую нагрузку. В двигателе Crown толстый алюминиевый сердечник (тогда как в H4080 сердечник из штампованной стали), который поглощает тепло, выделяемое в течение короткого времени при повышении нагрузки, что позволяет стабилизировать температуру внутри двигателя. А во-вторых, пазы зубьев статора глубже, что немного увеличивает количество меди. Больше меди = больше ампер. В одном Crown уступает двигателю H4080 — в раму двигатель Crown можно вставить только с односкоростной звёздочкой. Чтобы двигатель Crown вошёл между ногами вилки, расстояние между ними должно составлять 140 мм.
Самым популярным мотором для велосипеда Raptor является Cromotor производства. Имейте в виду: двигатель Cromotor в исполнении для североамериканского рынка вставляется в вилку с расстоянием между ногами в 145 мм, а для европейского рынка — с расстоянием в 155 мм. К тому же установить двигатель Cromotor можно только с односкоростной звёздочкой. Всё это позволило использовать в двигателе Cromotor массивный статор шириной 50 мм. Большая масса меди означает, что вы сможете скормить железному коню максимально возможное число ампер, получив жёсткое ускорение. Отзыв пользователя offroader: «Двигатель Cromotor V2 работает на удивление плавно и тихо».
На сегодняшний день самыми популярными контроллерами являются Lyen 18-FET и Kelley KHB. 18-FET, может, и кажется недостаточно большим, однако если вы эксплуатируете свой Raptor при 24 А / 100 В, тогда 60A от контроллера 18-FET будет более чем достаточно. Стандартное расположение контроллера — передняя часть нижней трубы рамы. А если вам нужна сила тока больше 60 A, тогда вам подойдёт контроллер 24-FET. Оригинальный защитный кожух для контроллеров велосипедов Raptor был недостаточно широк для контроллера Kelley KHB (его габариты 204 X 162 X 84 мм), но в недавно выпущенных велосипедах он был слегка расширен, чтобы вместить это зарекомендовавшее себя устройство.
«Я настроил свой контроллер Lyen 18-FET на 130 ампер, 60 ампер на батареях при 72 В, и — ух ты! — удивительная мощность. Этот велосипед — идеальный штурмовик для города, и гонять на нём по городским улицам — веселее ничего быть не может».
Расположенный спереди стальной защитный кожух для контроллера с вентиляционными отверстиями (красный), длина 253 мм.
Мне ещё не представилась возможность поездить на велосипеде Raptor, поэтому привожу советы опытных собратьев по сообществу любителей электровелосипедов:
Задний амортизатор с подвижной установкой (с тремя возможными положениями), что позволяет выбрать из множества вариантов. Длина амортизатора может варьироваться от 216 мм до 267 мм.
- Для сложной езды по бездорожью я рекомендую задний амортизатор 267 X 89 мм, устанавливаемый в верхние отверстия каретки (ход подвески: 260 мм, высота каретки: 260 мм, высота седла: 910 мм).
- Второй вариант предназначен для езды по умеренному бездорожью: амортизатор 240 X 76 мм (ход подвески: 230 мм, высота каретки: 330 мм, высота седла: 880 мм), этот амортизатор устанавливается в средние отверстия.
- Нижние отверстия предназначены для амортизатора 216 X 63 мм или 222 X 70 мм. Он по большей части подходит для поездок по городу (ход подвески: 190 мм, высота каретки: 290 мм, высота седла: 840 мм).
«Если вы используете амортизатор Fox DHX RC4 26,67 X 8,9 см, и ваш вес от 60 до 80 кг, я бы порекомендовал настраивать подрессоренную массу в 180 кг. С пружиной, рассчитанной на 160 кг, я часто проваливаюсь вниз, хотя вешу 61 кг, но и такая пружина вполне подходит. Пружина, рассчитанная на 205 кг, оказалась слишком тугой и мне никогда не удавалось использовать весь рабочий ход или даже приблизиться к этому, поэтому я думаю, что пружина, рассчитанная на 180 кг, подойдёт велосипедисту со средним весом».
«Я бы предпочёл велосипед с задним амортизатором 26,67 X 8,9 см, а не 24,1 X 7,62 см. Велосипед рассчитан на больший ход. Так почему бы этим не воспользоваться? Однако вам может подойти и амортизатор размером 24,1 X 7,62 см, если ваш рост намного меньше среднего (или диаметр переднего колеса равен 61 см), поскольку нельзя уменьшить высоту амортизатора используя отверстия для болтов. Амортизатор 26,67 X 8,9 см и переднее колесо диаметром 66 см дадут расстояние от земли до каретки равное 35,5 см, которое является оптимальным».
Если у вас нет личных предпочтений, вот два проверенных варианта: «Лично я предпочитаю Marzocchi 888 RC3 EVO V2, поскольку в ней используется масляная ванна и, как я слышал, она гораздо проще в обслуживании, нежели Fox 40 Float 26. Поскольку я не очень люблю возиться с техобслуживанием, я предпочел вилку, которую не нужно обслуживать слишком часто. Однако рулевой стакан «Раптора» немного длинноват для коронки вилки Marzocchi (выделяется примерно на 10% над стойками), но это можно исправить».
«(Я использую) Rockshox RS Boxxer с ходом 200 мм».
«Попробуйте вилки DNM USD-8, если ещё не пробовали, они ходят чрезвычайно плавно, обожаю эти вилки. Это улучшенная версия более старой вилки Volcano, у этих ход 20,3 см, на пару сантиметров больше, чем у предыдущей версии».
Этот велосипед Raptor участника сообщества ES под псевдонимом moonshine
Расстояние между ногами вилки позволяет установить шины шириной в 7,5 см, и хотя некоторые велосипедисты будут использовать широкие велосипедные шины, есть несколько мотоциклетных шин, которые вполне подойдут для велосипеда Raptor благодаря этой дополнительной ширине.
«На сегодняшний день я попробовал 16 марок шин. Я вернулся к шинам марки Shinko SR 241, поскольку они лучше всего подходят для езды и по дороге, и по грязи. Шины типа knobbie лучше подходят для грязи, а M62 Michelin — для асфальта. Но шины SR241 лучше всех на любой поверхности… Это лучшие шины из всех, что мне довелось испытать, в размерах 7 X 48 см, 7,5 X 43 см и 7 X 43 см».
«Я установил обод Prowheel и шины Shinko 241. Чтобы расстояние от земли до каретки составляло 35,5 см, на Raptor нужно установить переднее колесо диаметром 66 см. Диаметр заднего может быть меньше, а высоту можно отрегулировать при помощи амортизатора с подвижной установкой. Если у вас амортизатор длиной 26,67 см и заднее колесо диаметром 66 см, заднее колесо может подняться слишком высоко (и понизить его будет уже невозможно), поэтому амортизатор длиной 26,67 см и обод Prowheel диаметром 48 см — сочетание идеальное. К тому же вы получите более 25 см хода задней подвески благодаря прекрасному длинному амортизатору 26,67 X 8,9 см».
Мотор-колесо Cromotor с шинами Shinko SR 241
«К тому же, мне казалось, что вряд ли стоит ли устанавливать шину для езды по грязи на переднее колесо. Может, этот вариант и лучший, но у меня были сомнения на этот счёт. Например, любители горных велосипедов не любят устанавливать широкие, 7,5 см шириной, шины на переднее колесо. Если подвеска хорошая, в таких широких шинах необходимости нет. По общему мнению, передняя шина не должна быть такой широкой, чтобы зарываться в грязь».
«Нет причин устанавливать тяжёлое переднее колесо с мотоциклетной шиной для езды по грязи, когда есть широкий выбор велосипедных шин, которые весят гораздо меньше. Велосипедные шины отлично служат на переднем колесе, никогда не спускают и изнашиваются очень медленно. Мне кажется, велосипедные шины мягче и лучше подходят более лёгкому велосипеду, чем мотоциклу. Это насчёт передних шин. Что же касается задних… мотоциклетные шины для езды по грязи жизненно необходимы! Только на заднее колесо нужно устанавливать обод Prowheel диаметром 48 см».
«После изрядных сложностей с велосипедными шинами на заднем колесе, которые всё время спускали и слишком быстро изнашивались, Shinko 241 — просто шина моей мечты. Обе шины 241 Shinko 48 X 7 см (и шина Duro Razorback 66 X 6,6 на переднем колесе) прекрасно справились с постоянными нагрузками. Я имею в виду наезды на бордюры и ступени на высокой скорости и высокие прыжки! Если вы настаиваете на маленьких спицах, 12-й размер — минимальный. Спицы из высококачественной стали 12 размера могут подойти, но лучше использовать размеры 8 или 10.
«Я рекомендую спереди устанавливать колесо для горных велосипедов диаметром 66 см, поскольку все любители скоростного спуска уверены в том, что колеса диаметром 66 см лучше справляются с препятствиями, чем колеса диаметром 61 см. И для колёс диаметром 66 см выбор шин огромен. Ещё одна причина отказа от мотоциклетных шин на переднем колесе заключается в том, что они слишком жёсткие и не обеспечивают достаточного сцепления с дорогой. Также они добавляют ненужный вес, а кроме того, передняя велосипедная шина на электровелосипеде быстро не изнашивается и не спускает. Так что нет причин использовать более тяжёлые шину и обод, которые могут ухудшить рабочие показатели вилки из-за излишнего веса, на который она не рассчитана. Я знаю, в велосипедах Stealth на переднее колесо установлены шины диаметром 61 см, но непонятно, почему производитель так делает».
Велосипед Raptor с двигателем Cromotor, в Европе продается компанией eRIDE Horizon, Австрия. Шины — Maxxis Creepy Crawler’s
«Настоятельно рекомендую гидравлические тормоза Shimano Zee, они удивительно мощные, а остановить велосипед можно буквально одним пальцем. Они также получили много положительных отзывов благодаря цене и во многом схожи с тормозами Shimano Saints (которые стоят значительно больше).
Если будете использовать тормозные роторы Shimano, обязательно установите в заднем колесе 203-миллиметровый SM-RT66, поскольку дисковые тормоза производства Ice Tech или XT не будут расположены на одном уровне с двигателем Cromotor-V2 и пропадет свободное место. На переднем диске устанавливайте всё, что захочется».
Существует два варианта сёдел, и если вы купите оба, то с лёгкостью сможете их менять. Если вы выберете велосипедное седло, в подседельную трубу рамы должен входить штырь диаметром 30,9 мм.
Обычное велосипедное седло говорит само за себя, но настоятельно рекомендуется приобрести седло для мотокросса. Оно располагается ниже, поэтому невысокие велосипедисты могут предпочесть именно его без вариантов. И даже если рост позволяет вам ездить на велосипедном седле, седло для мотокросса на большой скорости можно сжать бедрами, что позволит лучше удержаться на велосипеде.
Один велосипедист так сказал: «Сегодня я посидел на старом электровелосипеде для гонок по пересечённой местности и не мог поверить, что так долго ездил в этом неудобном и жёстком велосипедном седле. Я вспомнил, как постоянно отбивал себе пятую точку, когда скакал на этом велосипеде по кочкам».
Вариант седла для мотокросса. На этом велосипеде установлены шины производства Scwalbe, модель Crazy Bob, предназначенные для езды по городским улицам.
Многие североамериканские велосипедисты могут этого не осознавать, но мотокросс (от английских слов MOTO и CROSS — «на МОТОцикле ПО пересеченной местности») появился в Европе десятилетия назад. Поэтому европейцы обладают богатым опытом езды по бездорожью.
Вот мнения участников нашего сообщества:
«Raptor на удивление устойчив на высокой скорости».
«Мой велосипед очень быстро разгоняется до 64 км/ч, и расстояние между осями колес больше, чем у прочих моих велосипедов, это мне нравится больше. Когда я планировал собрать Raptor, я думал о скорости именно в 64 км/ч. Но я был удивлён, когда разогнался до 80,5 км/ ч всего лишь с литий-полимерной батареей, конфигурация 21S (86 В). Отличный городской велосипед. У него достаточно мощности и крутящего момента, чтобы не выбиваться из общего движения и избегать пробок на дорогах».
«Как здорово, когда батареи расположены в центре, и можно не бояться их повредить. Я использую аккумуляторные батареи Turnigy 6S на 5000 на 4000 мА/ч и собираюсь увеличить их число до 24 (или даже 28), чтобы ездить дальше. Raptor великолепен в том смысле, что в него можно установить вагон батарей, и этим непременно нужно воспользоваться. В Raptor можно установить примерно в 3 раза больше батарей, чем в Stealth».
«Геометрия велосипеда — именно то, о чём мечталось: переднее колесо с велосипедной шиной диаметром 66 см и мотоциклетная шина для езды по грязи диаметром 48 см на заднем, амортизатор — 26,67 см. Велосипед удивительно управляем».
на нашу рассылку