Дания — велосипедное королевство!
Каждый истинный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку. Каждый истинный байкер, если позволяют средства, должен совершить хадж в Копенгаген, велосипедную Мекку цивилизованного мира. Пишут, что в Копенгагене даже на собственную свадьбу влюблённые приезжают на велосипеде. Невеста в свадебном платье и на белом велосипеде с открытой рамой. Завидую! У нас в России, конечно, тоже есть отдельные боевые подруги, которые готовы пойти за тобой на велосипеде хоть в заполярную тундру, хоть в районный ЗАГС, но проблема в том, что в ЗАГС на велосипеде не пускают.
Полгода назад я прочитал в интернете, что датчане вновь были увенчаны званием самого счастливого народа на свете. Согласно "Докладу о мировом счастье" (World Happiness Report), Дания на 1-м месте, Финляндия на 2-м, Норвегия на 3-м. Россия на 76-м месте из 156 стран, участвовавших в опросе (на последнем месте Бенин). Критериями оценок служили политические свободы, системы социальной защиты населения и отсутствие коррупции. Понятно, что по всем этим позициям в России дела обстоят скверно. Да, от голода у нас народ не умирает, но прогуляйтесь по улице и приглядитесь к толпе сограждан. Много ли счастливых лиц вы встретите? То-то и оно. Все чем-то озабочены независимо от возраста, пола и благосостояния. А почему? Потому что все те, кто имеет счастье жить в России, находятся в подвешенном состоянии. В России по-настоящему счастлив может быть только тот, кого радует чувство постоянной неопределённости.
Первое впечатление от Дании: за пределами международного копенгагенского аэропорта Каструп английский язык закончился. Все надписи, указатели, расписание только на датском языке. И это прискорбно! С непривычки разбираться сложно. Приходится сверяться с путеводителем и постоянно переспрашивать у местных жителей, чем я и занимался на платформе в ожидании поезда Копенгаген-Оденсе.
Я думал, что поезд InterCity будет сиять чистотой и порядком, и внутри будут только благовоспитанные законопослушные граждане. Граждане, которые не разговаривают вслух по мобильному телефону, поскольку это может побеспокоить окружающих. Так было написано в путеводителе. На деле оказалось иначе. В проходе рядом со мной прямо на полу расположилась шумная группа подвыпивших датчан. Вот они, первые встреченные мною счастливые датчане! Они действительно производили впечатление самых счастливых людей на земле! В этом им помогало баночное пиво Карлсберг, к которому они поминутно прикладывались. Щелчки от открывающихся банок раздавались непрерывно. Хорошо, хоть не курили в вагоне. Курить они, покачиваясь и хватаясь руками за воздух, уходили в тамбур! Ещё раз повторю: это была не местная электричка, но солидный и дорогой поезд InterCity! Самое удивительное, что поведение молодых датчан не вызвало ни малейшего общественного порицания ни у пассажиров, ни у кондукторов. И те, и другие улыбались местным алкашам и даже иногда с ними что-то весело обсуждали, вставляли какие-то комментарии. Может, обсуждали победу любимой футбольной команды? Похоже, единственный человек, кто был недоволен происходящим, так это был я. Поскольку сам я с некоторых пор пью мало и в основном вино, то явные признаки алкоголизма у соседей по вагону меня напрягают. Сам я в вагоне пил клубничный йогурт, купленный в аэропорту.
Прибыв на вокзал Оденсе, без труда разыскал Ydes Budget Hotel. Отель бюджетный, как следует из названия. Бюджетный в Дании означает 75 евро/сутки. Я прибыл в отель в девять вечера. Дверь оказалась закрыта. Слева от двери кнопка. Я нажал кнопку. Через минуту дверь открылась. Поднялся по ступенькам. На ресепшине никого нет. Я стою и жду. Вдруг загорается монитор и на мониторе появляется говорящая мужская голова. Голова спрашивает: "Как твоё имя?". Я назвал своё имя. Мне ответили, что мой номер "11" на втором этаже. Из чёрной коробки выскочила пластиковая карта-ключ. Голова пожелала мне спокойной ночи и исчезла. Как я понимаю, голова принадлежала менеджеру отеля, который вёл разговор со мной по скайпу, находясь дома.
Я рано радовался тому, что Ydes Budget Hotel расположен в тихом переулке, да ещё с окнами во двор. В три часа ночи в отель откуда-то с улицы явились подростки и стали громко орать и хохотать. Я сперва это терпел, но в конце концов мне надоело: пришлось выйти в одних трусах в коридор и обругать их матом. Бюджетный не значит бардачный! На какое-то время подростки успокоились. Утром, поднимаясь к себе после завтрака, я снова встретился с ними. Большинство, на удивление, оказалось светловолосыми девчонками. Вот вам новый сюжетный поворот для Олега Митяева с его мятным прощающим голосом. "Она была актрисой, а он простой полярник, и каждому понятно: из этой маеты обычно не выходит ни тортик и ни пряник, дай Бог, чтоб все утихло и не стряслось беды..."
Когда я собирался в Данию, хотел прихватить с собой складной велосипед Shulz Goa-3. Но предстоял перелет с Finnair и пересадкой в Хельсинки. При таком раскладе транспортировать самолётом велосипед и таскать его на плече по вокзалам Дании показалось занятием хлопотным. И потом, как известно, в Тулу со своим самоваром не ездят. Проще взять напрокат какой-нибудь сити-байк недалеко от гостиницы.
Так я думал две недели назад в один из вечеров, перед сном, лёжа у себя на диване в Петербурге. На практике опять-таки всё оказалось не так сказочно. По опыту проката велосипедов в Амстердаме, я прихватил проверенное седло, чтобы перекинуть, если не подойдёт прокатное. Но седло в Оденсе оказалось удобное, а вот предложенный велосипед на любителя. Круизёр с гнутой рамой, сингл-спид, то есть с одной скоростью, заднее колесо с грыжей. Не совсем то, о чём мечтал. Но сделав несколько кругов вокруг гостиницы решил взять. Если бы мне было двадцать лет, и мне на соревнования, велосипед пришлось бы немедленно забраковать. Но сейчас мы вполне подходим друг другу. Мы оба далеки от лучшей формы. Мы оба в силу возраста, и велосипед и я, уже не вполне здоровы.
Путеводитель Тома Кука настоятельно рекомендовал совершить велосипедную прогулку на юг острова Фюн в районе Фоборга. Поезда туда не ходят, как я выяснил на вокзале. Пришлось ехать на автобусе. С велосипедом в автобус пускают охотно, правда, стоит такая поездка не слишком дёшево. Разместил велосипед внутри автобуса в отсеке с надписью "для инвалидов" и на всякий случай зафиксировал его резиновым эспандером. Если кто-то из местных будет протестовать, начну делать гримасы и нечленораздельно мычать на английском языке, и для убедительности размахивать руками, и пусть потом доказывают, что я не инвалид.
Неадекватное поведение в Дании воспринимается по-другому, чем у нас. А вдруг инвалида чем-то обидели или ущемили его права? Здесь это предосудительно. Здесь инвалиды не изгои общества. Это не те инвалиды, которые пропихиваются, как у нас, на тележке в метро, отталкиваясь от пола руками и собирая деньги, или которые ходят с гармонью по электричкам, играя "Прощание славянки". Здесь инвалиды пользуются заслуженными льготами и уважением граждан. Здесь их не обложат матом и не отпихнут ногой. Вот он, кстати, ещё один признак счастья, если такое счастье вам нужно, пускай и в цивилизованной стране.
Задолго до меня в Дании побывал Карел Чапек. Почитайте его заметки. Именно его талантливые заметки великолепно описывают остров Фюн, где я только что катался на велосипеде. Чапек описал Данию не хуже, чем это мог бы сделать я. "Дания — страна светло-зелёного цвета, каким на карте обозначают низменности; зелёные лужайки, пёстрые стада, зелёные пастбища, тёмная листва бузины с белыми кистями цветов, голубоглазые девушки с молочно-белой, нежной кожей лица, неторопливые и рассудительные люди. Равнина всюду такая, словно её вычертили по линейке. Похоже, что всё здесь вынуто из гигантской коробки с игрушками и красиво расставлено на гладкой равнине: вот вам, дети, играйте!" («Путешествие на Север»).
"Голубоглазые девушки с молочно-белой, нежной кожей лица", которых так нежно описывает Чапек, попадаются в Дании и сейчас довольно часто. Правда, есть здесь и другие девушки, о которых речь немного ниже.
В субботу с самого утра пошёл дождь. Пришлось кататься по городу, и когда дождь становился совсем сильным, прятаться в магазинах. Именно так я попал в велосипедный магазин, которых в Оденсе довольно много. Продавец, он же механик, подробно расспросил меня о велосипедной жизни в России и в конце беседы подкачал мои приспущенные колёса. Он даже бесплатно попытался исправить грыжу на заднем колесе специальными шпицами. Я был крайне удивлён, так как веломеханики, ни у нас, ни за границей, не отличаются любезностью. Как правило, они берутся за работу крайне неохотно и делают её так, как будто делают тебе большое одолжение. За работу берут дорого. Может быть, Дания в этом смысле приятное исключение?
Когда я возвращался днём в отель, чтобы переждать дождь и перекусить, не мог не обратить внимание на громкий шум из окна отеля. Когда я поднялся к себе, стало ясно в чём дело. Прямо напротив моего номера дверь была нараспашку. Какие-то местные девицы в нижнем белье прыгали на кровати, как на батуте, и при этом размахивали колготками. Музыка, разумеется, грохотала на всю катушку. Похоже, это те самые девицы, которые утром выходили курить на улицу, одни босиком, другие в носках. Очевидно, сейчас они снова накачались алкоголем или укололись. Поведение девиц выглядело откровенно вызывающим! На следующее утро, отвязывая свой велосипед от водосточной трубы, я обнаружил, что весь тротуар покрыт битыми бутылками, окурками и использованными презервативами. Очевидно, все это было выброшено из окна. Даже по меркам современной России, страны, где законы морали уже давно упразднены за ненадобностью, такое чересчур, даже слишком чересчур. Вспоминая Гамлета, действительно "что-то неладное творится в Датском королевстве".
Дословный перевод Шекспира: "В датском королевстве что-то прогнило". Вечером в молодёжном отеле опять всё возобновилось! Пьяные вопли, хохот девиц до утра и едкий сигаретный дым через мою дверь. Натурально пьяный дебош! Вот как, оказывается, датчане расслабляются субботним вечером! Только вдобавок стали ещё дудеть в рожки, как на футбольном матче, сопровождая трубный звук какими-то кричалками!
Снова идти к ним разбираться и ругаться матом не захотелось. Не за этим приехал. Поздно заниматься перевоспитанием местной молодёжи! А может, наоборот, это все абсолютно нормально для самой счастливой страны на свете, и теперь следует расслабиться, смотреть на вещи проще и присоединиться к пьяной оргии? Как следует напиться самому и, одной рукой держа пиво, другой изо всех сил стучать кулаком в дверь, чтобы девушки открыли и обласкали.
После обеда дождь перестал, и я поехал на велосипеде в Кертеминне, 22 км от Оденсе. Цитирую путеводитель. "Кертеминне — настоящее воплощение датской рыбацкой деревушки с кирпично-деревянными домами, просмоленными крышами, узкими улочками, мощёнными булыжником и гаванью, полной рыбацких лодок". Всё так и есть. Уютный, почти игрушечный городок. В центре города дома в основном одноэтажные, окна не зарешечены и даже не задёрнуты занавесками. С улицы видно, что происходит внутри. Но заглядывать внутрь, уперевшись лбом в стекло, и интересоваться частной жизнью соседей в Дании, по-видимому, не принято. "А чем там занимается под одеялом достопочтенный херрер Ларсен со своей дамер?" По-видимому, здесь также не поощряются журналисты вроде Малахова с его передачей "Пусть говорят".
Обратный путь до Оденсе я проделал на рейсовом автобусе, чтобы поберечь свой зад, который сегодня начал чувствовать седло. Автобусное сообщение между городами налажено прекрасно! За велосипед водитель берет 25 крон (около 4 евро), что очень дёшево на фоне дороговизны всего остального. Да, Дания страна явно не из дешёвых! Деньги разлетаются только так. Утром мне снова пришлось идти на вокзал, менять евро на кроны и даже постоять в очереди минут пятнадцать. Очередь образовали в основном арабы и турки, которые отправляли деньги домой по системе Western Union. В Дании они работают в пиццериях или торгуют кебабом. Этого добра здесь навалом, как и во всей Скандинавии.
Оденсе это второй город Дании, родина Ганса Христиана Андерсена. За неделю перед поездкой я купил в "Буквоеде" сказки Андерсена и, как в далёком детстве, читал их перед сном. Есть сказки милые, как "Дюймовочка", есть жёсткие, как "Огниво". Солдат возвращался домой. В лесу встретил колдунью. Она сказала: "Залезь в дупло дерева, спустись и там найдёшь три сундука и огниво. В сундуках медь, серебро и золото. Золото возьми себе, а мне отдай огниво". Солдат же всё присвоил себе, а колдунью зарубил шашкой. Внезапно разбогатев, солдат стал жить ни в чём себе не отказывая. Когда деньги закончились, он перебрался в хижину. Зажечь лучину было нечем, и тут он вспомнил про огниво. Когда он высек огонь, появилась собака, которая когда-то охраняла сундук с золотом. Она была готова исполнить любое желание. Солдат попросил ещё денег и сказал, что хочет королевскую дочку. Собака принесла ему спящую принцессу на спине. Так продолжалось несколько раз. В конце концов солдата выследили, бросили в тюрьму и решили казнить. Перед казнью солдат попросил исполнить последнее желание — закурить. Он достал огниво, высек огонь, и снова явилась собака (огромных размеров, вроде собаки Баскервилей). Собака загрызла палача, короля и освободила солдата. Солдат тут же женился на королевской дочке и стал править государством. Вот такая неоднозначная я сказка и вот такой сомнительный герой в погонах.
И всё-таки читать на ночь сказки Андерсена, даже в моём возрасте, гораздо лучше, чем смотреть по НТВ на ночь "Глухарь. Возвращение". Датского солдата-гуляку, потакающего своим самым низменным инстинктам, следует считать праведником по сравнению с подполковником Карповым из ОВД "Пятницкий". Карпов не просто зарубил бы колдунью шашкой. Надо, чтобы колдунья начала активно работать со следствием и давать признательные показания. Карпов стал бы пытать колдунью, чтобы выяснить, в каком ещё дупле она прячет общак. Он примотал бы бабушку к дереву скотчем, на голову надел ей полиэтиленовый пакет, чтобы стала задыхаться, и долго бил бы её ногами в живот. Что поделать, если работники правоохранительных органов у нас и в жизни, и в кино нередко законченные садисты!? У нас на НТВ уже давно научились закручивать кровавые сюжеты похлеще Андерсена или Шекспира.
Я думал, что Андерсен писал только сказки, но он оказывается писал ещё и путевые заметки, как это делаю я. Вот еще цитата из Интернета про Андерсена. "Из всего его огромного творческого наследия (пять романов, более двадцати пьес, очерки, чудовищное количество путевых заметок — всего пятьдесят томов) в мировой литературе по-настоящему прочно прописались только сказки. Да и то не все — едва ли полтора десятка из 168. В этом плане он истинный сын своей парадоксальной родины. Известно ведь, что Дания — одна из самых крупных стран мира, правда, 98% её территории находится в другом полушарии и представляет собой никому толком не нужный обледеневший остров Гренландия.
Действительно, Гренландия слишком далеко, а сегодня я поехал на остров Тосинге, который гораздо ближе, 40 км на юг от Оденсе. На поезде я подбросился до Свеннборга, и там на велосипеде по мосту длиной более километра переехал на остров. Остров Тосинге очень понравился! На самой верхней точки острова кирха, от кирхи открываются отличные панорамные виды на Свенноборг, на пролив, на море. Дания очень красива! Красивая и ухоженная страна!
Напрашивается сравнение с Голландией. Голландия это плоская страна, идеально ровная, как бильярдный стол, выложенный зелёным сукном. Дания же — как одно большое поле для гольфа! В Дании много холмов, умеренный рельеф, что добавляет удовольствие от велосипедных прогулок! Тут, недалеко от Оденсе, есть фьорды. Конечно, не те фьорды, что в Норвегии. Фьорды Норвегии в районе Бергена незабываемое зрелище! Здесь в Дании все гораздо скромнее. Заливы, уходящие вглубь материка с изрезанной береговой линией. Дания нечто среднее между Голландией и Норвегией. Дания ближе к Голландии, но моему сердцу всё-таки ближе Норвегия!
Хорошо, что в датской глубинке меня не воспринимают как гражданина России. Я катаюсь по Дании на велосипеде в красной шапке, разрисованной под норвежский флаг. В магазинах меня спрашивают: "Почему ты с нами говоришь по-английски, если ты сам из Норвегии?" (Датский и норвежский — родственные языки). Комплимент продавцов мне приятен! Я не акцентирую внимание на своём происхождении. Вообще, за всё своё недельное пребывание в Дании русских не встретил ни разу, и это не может не радовать!
Когда я выписывался из отеля, девчонка в кедах чистосердечно призналась, что не знает, как это делается. Она очень стеснялась, и её щеки покрылись румянцем. Она сказала, что первый день работает здесь. Я всё понял и занял её место на ресепшине, и сам понажимал кнопки на датском языке. Из чёрной коробки мне вылез чек почти на 400 евро. Девчонка искренне обрадовалась! Может быть, её ещё научить целоваться?
И вот Копенгаген! Русалочка, которая сидит на камне и смотрит в море. Не следует думать, что образ Русалочки морально устарел! Приятно осознавать, что на свете не перевелись девчонки, которые бескорыстно любят тебя!
В почти что соседней Голландии есть город Заанстад. Мне он запомнился тем, что там я угодил в следственный изолятор и, будучи задержанным, несколько часов оправдывался перед полицейскими. На самом деле я ехал на велосипеде в Заанстад осмотреть памятник Петру Первому. Царь-плотник изображён с топором в руке за изготовлением ладьи. Точная копия этого памятника с недавних пор стоит у нас на Адмиралтейской набережной возле Дворцового моста. Я подумал: почему бы не установить ещё и копию Русалочки, скажем, на набережной л-та Шмидта? Недалеко от памятника Крузерштерну и мореходного училища. Наши курсанты точно позаботились бы о ней в отличие от сказочного Принца, который сам того не зная предал Русалочку. Приключения Русалочки продолжились бы в России. Правда, если царь-плотник действительно бывал в Голландии (и даже в Дании), то Русалочка никогда не заплывала так далеко, в российские территориальные воды. Место действия сказки Андерсена, судя по всему, проливы Северного моря между Данией и Швецией.
Ганс Христиан Андерсен считается самым знаменитым датчанином. Кроме него, можно ещё вспомнить физика Нильса Бора, создателя теории атома. И всё! Других безусловно знаменитых датчан я не знаю! Разве что Витус Беринг, датчанин по происхождению, но русский офицер. Не густо за два с половиной столетия для такой в общем-то немаленькой страны, как Дания! Видимо, чтобы стать великим человеком, необходимо сначала родиться гадким утёнком. Сытая благополучная жизнь никак не располагает к творчеству. Зачем напрягаться, когда у тебя и так всё хорошо? По моим наблюдениям, художники, и вообще люди, которые занимаются творчеством, испытывают сильный внутренний дискомфорт и пытаются исправить своё внутреннее состояние, выплёскивая стихи, картины, сказки или теорию атома.
Русалочка находится довольно далеко от центра Копенгагена, в портовой части города, и я поехал туда на велосипеде. Велосипед взял утром напрокат рядом с моим отелем Ansgar 3*. Мой путь лежал мимо парламента, по-датски, фолькетинга. Перед парламентом собралась группа человек пятнадцать, которая размахивала флагами и к чему-то призывала проходящих мимо. Правда, на проходящих мимо призывы не оказывали какого-то видимого действия. Даже в самой благополучной стране и то найдутся недовольные, которым всё не так. А может, они недовольны тем, что в центре Копенгагена, особенно в районе ж/д вокзала, хватает мест, где все перекопали, развели стройку, дорожные работы и т.п.? Если так, то тогда я, пожалуй, солидарен с митингующими!
Но всё это, по большому счёту, мелочи жизни. Надо ли говорить, что Копенгаген отлично приспособлен для езды на велосипеде! "Велосипед здесь перестал был средством передвижения, он превратился в одну из стихий, как земля, вода, огонь и воздух". Велосипедных дорожек в городе много, в основном с односторонним движением. Надо соблюдать осторожность. Многие датчане, не только молодёжь, носятся по городу на приличной скорости. Прежде чем совершить манёвр, или даже хотя бы слегка повернуть руль вправо или влево, следует посмотреть назад: не обгоняет ли тебя какой-нибудь господин в костюме и галстуке или милая девушка в мини-юбке с сумочкой через плечо. Не уследишь — столкновение неизбежно! Чтобы уменьшить риск столкновения, лучше всего перепустить попутный поток велосипедистов. Ещё из мелких неудобств: приходится довольно долго стоять на светофорах, ожидая зелёный. Для велосипедов тут свои светофоры. Вот, пожалуй, и все проблемы. В остальном в Копенгагене велосипедисту комфортно. Велосипедист здесь уважаем и пешеходами, и водителями.
И всё-таки с велосипедной точки зрения нельзя сказать, что Копенгаген имеет явное преимущество перед тем же Амстердамом, где мне часто приходилось бывать по работе. Скажем, в Амстердаме дела с прокатом явно лучше: предлагают вполне приличные сити-байки с планетарной втулкой. Правда, в Копенгагене постарались пойти ещё дальше. В столице целая армада прокатных велосипедов. На руле коробка-замок, в которую надо вставлять монетку 20 крон, и тогда можно отцепить велосипед. Закончил кататься — прицепил велосипед к стойке и забрал назад свою монетку. На руле велосипеда карта центра Копенгагена и предупреждение, что заезжать за пределы этой карты запрещено. В противном случае тебя повяжет полиция, подумав, что ты хочешь украсть велосипед. Вроде бы идеальный вариант для гостей Копенгагена и знакомства с городом, но велосипед откровенно неудобный: слишком вертлявый и слишком тяжёлый, с узким рулём и без скоростей. Камер нет, в покрышки залили какой-то компаунд. Своего рода гадкий утёнок в датском велосипедном королевстве.
Забегая вперёд: накануне отлёта я покатался на этом бесплатном велосипеде по вечернему Копенгагену минут сорок. По гладкому асфальту ещё куда ни шло, а вот по булыжнику ездить невозможно. Да, эта техника явно не для велосипедных гурманов! Эта техника для тех, кому принципиально плевать на комфорт. По-видимому, это велосипедное чудо специально сделано так, чтобы приезжие не слишком злоупотребляли гостеприимством столицы. И поэтому если вы хоть чуть-чуть дорожите своим задом, берите более-менее нормальный сити-байк за 100 крон в сутки.
Кстати, забыл сказать, что ранее в Оденсе на третий день у моего прокатного круизёра развалилась втулка переднего колеса. Такого в моей богатой велосипедной практике никогда не было! Колесо стало бить в тормозные колодки, пришлось расцепить передний V-брейк, и с максимальными предосторожностями добираться до поезда. Как назло, эта неприятность случилась со мной на острове Тосинге, довольно далеко от Оденсе и от гостиницы.
Поскольку моя работа, как я упомянул, связана с водой, то на качество воды я всегда обращаю внимание. Поразило, что вода в канале в самом центре Копенгагена идеально прозрачная. Глубина канала была метров пять, и на дне канала были легко различимы камушки. Такую идеально прозрачную воду я встречал только в Хорватии в Адриатическом море. Но там я был на острове, а здесь, повторюсь, центр города. Бросьте в канал Копенгагена на счастье мелкую монетку две или пять крон и проводите её глазами до самого дна. И вспомните, какая вода у нас в Обводном канале. Если, конечно, такое воспоминание вам приятно.
В поездках, как сейчас по Дании, меня интересует природа, велосипед и местные жители. История страны меня интересует меньше. Историю всё равно десять раз переврут и перепишут в угоду политической конъюнктуре. С природой так обойтись сложнее. Если её не изгадил человек, она и сегодня такая, как двести лет назад. Не могу снова не вспомнить Фёдора Тютчева, моего любимого поэта. "Природа знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы, и перед ней мы смутно сознаём себя самих — лишь грёзою природы. Поочерёдно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной".
Одним из самых красивых мест в Дании считается остров Мён и национальный парк в восточной части острова. Остров обрывается в море огромными утёсами из обнажённого известняка. С высоты утёсов завораживающие виды на бирюзовую гладь Балтики! Я задумался и даже не сразу заметил, как вдалеке "белеет парус одинокий", датский парус. Путь к утёсам лежал через красивые рощи и мимо пасущихся коров. В довольно большом национальном парке кроме меня встретилось ещё 5–6 любителей природы из Дании — и всё! Никаких круглогодичных толп туристов, как предрекал путеводитель. Редкое по красоте уединённое место!
Правда, добираться из Копенгагена до Мёнс Клинта пришлось с пересадками, в общей сложности три часа. Сперва на поезде до Вордингборга, потом на автобусе до Стеге, потом ещё на одном автобусе в сторону Мёнс Клинта и последние пять километров пешком. Такая логистика выглядит пугающей, но всё оказалось не так уж страшно. Автобусы отлично согласованы с поездами и друг с другом. Нигде не ждёшь более 5–10 минут. Времени как раз хватает на то, чтобы попить кофе или съесть мороженое. Все водители рейсовых автобусов хорошо говорят по-английски и охотно помогают в случае затруднений.
Когда я шёл пешком по асфальту в сторону национального парка, я голосовал попутным машинам. Никто, однако, не обращал внимания на мою поднятую руку. Дания это не страна для поездок автостопом. Не помогла даже красная шапка в виде норвежского флага. Счастливые датские водители пролетали мимо. Никто из них не захотел поделиться со мной своим счастьем. Впрочем, я на них не в обиде. Зато у меня сегодня получился день полноценного треккинга по холмистым лугам, по асфальтовым и просёлочным дорогам острова Мён.
В конце поездки пора вернуться к тому, с чего я начал эти заметки. Датчане считают себя самым счастливым народом на свете. Так ли это на самом деле? Скорее всего, да. Хотя для меня, как путешественника, нет большой разницы между Данией, Финляндией и Норвегией (первые три места в "Мировом докладе о счастье"). По-своему хорошо везде. Финляндия ближе к Петербургу и заметно дешевле. Норвегия самая дорогая страна, но и природа там, несомненно, самая величественная!
Из перечисленных скандинавских стран Дания, пожалуй, в наибольшей степени производит впечатление образцово-показательной страны. Люди видимым образом не напрягаются, а между тем живут хорошо! На лугах пасутся коровы, и кажется, что молоко, сыр, творог сами собой появляются у тебя на столе на завтраке. На хорошо продуваемых холмах стоят ветряки, которые с достоинством вращают лопастями и превращают энергию ветра в электричество. Из кранов весело течёт чистейшая вода, не нуждающаяся ни в какой фильтрации. И даже поезда метро ходят в Копенгагене без машиниста!
Утром опять взял напрокат тот же велосипед, что и позавчера. Продавцу был нужен документ в залог. Он недоверчиво покрутил в руках мои международные водительские права. Такие международные права в виде книжечки, полученные мной когда-то в ГИБДД на шоссе Революции, он явно видит первый раз. К тому же мои права покрыты копотью. Он спросил: "Что это с ними?" Я ответил: "Пострадали от пожара в квартире". Про себя подумал: "Отстань от честного человека. Я же не выясняю, почему на твоем прокатном велосипеде лопнувшее седло, прикрытое чехлом якобы от дождя".
Снова прокатился по широкой пустынной набережной к Русалочке, тем более, что рядом симпатичный Лангелиние парк. Раньше, примерно сто лет назад, Русалочка прощала грехи матросам, которые возвращались из плавания и расслаблялись с местными девчонками. Сегодня она, очевидно, прощает грехи китайским туристам, которых при мне привезли сюда на автобусе. Правда, сама Русалочка смотрит не на туристов, а в море, и думает о чём-то другом.
Смена королевской стражи у дворца Амалиенборг. Процедура смены стражи торжественная, но несколько затянута по времени и занимает минут тридцать. Для туристов это неплохо, так как успеваешь вдоволь нафотографировать гвардейцев. Их ружья, синие брюки с лампасами и огромные медвежьи шапки, надвинутые на самые глаза, выглядят эффектно. Гвардейцы не слишком возражают, когда туристы подходят фотографироваться к ним почти вплотную. Обнимать или хлопать по плечу гвардейцев, проверяя их реакцию, конечно, не рекомендуется, но в целом молодые ребята из королевской стражи весьма дружелюбны. Иногда даже переговариваются с туристами, особенно молодыми девчонками. Как тут не вспомнить стойкого оловянного солдатика, который влюбился в танцовщицу?
Красив оказался расположенный рядом Мраморный дворец, своим куполом сильно напоминающий собор святого Петра в Риме. Наверх на смотровую площадку собора попасть не удалось, зато в Копенгагене пускают на шпиль церкви Vor Frelsers Kirke. Надо преодолеть наверх четыреста деревянных ступеней. Чтобы легче было подниматься, подъём сопровождает музыка. Осмотрел сверху красные черепичные крыши Копенгагена, зелёные парки, каналы и гавань. Копенгаген буквально усеян замками, кирхами, конными статуями!
Заканчивается мой велосипедно-паломнический тур в Данию. В Данию я съездил не зря! Мне хотелось посмотреть, как живут люди в Дании. Хорошо живут! Дания — оазис спокойствия и благополучия в Европе, да и, наверное, во всём нашем грешном мире! Наш мир отчаянно колбасит, совсем как мой велосипед с развалившимся передним колесом (три дня назад). И как дальше ехать с таким колесом — не скажет вам никто! Даже ныне здравствующая и всеми уважаемая датская королева Маргрете II.
Тем более приятно осознавать, что есть на земле почти заповедные места, не подверженные всеобщему разложению и тлению или, как у нас стыдливо говорят, кризису. Я ещё раз перечитал путевые записки Карела Чапека, написанные семьдесят лет назад, и сравнил с тем, что увидел сейчас. Кажется, что время остановилось в Дании. Особенно за пределами Копенгагена, где мне было ничуть не хуже, чем в столице. "Во всем милая, приветливая, ласковая, спокойная и благопристойная страна. Даже не назовешь её страной, а скорее большим, хорошим имением, которое сам Творец постарался благоустроить и наладил там исправное хозяйство".
Октябрь 2012
Автор: Гребенщиков Николай Романович
на нашу рассылку