Каталог

На электротяге

Автор: Иван Ксенофонтов

Фото: Евгений Бобриков

Источник: Журнал "Мото"

В Китае уже несколько лет электроскутеры стремительно вытесняют с улиц своих бензиновых собратьев, да и в Европе никого ими не удивишь. Однако на нашем рынке «экономичные и экологичные» пока не прижились, кроме нескольких моделей велогибридов и редких электроскутеров. Аргумент продавцов весомый: нет спроса. А нет его потому, что, во-первых, наше законодательство (в отличие от того же Китая) никак этот спрос не стимулирует, а, во-вторых, параметры ввозимых машин («максималка» и дальность «боя»), мягко выражаясь, хреновенькие. Виной тому свинцовые аккумуляторные батареи — тяжёлые и малоёмкие. У литий-ионных параметры лучше, но и цена соответствующая. Однако стоять в стороне от будущих трендов негоже, поэтому мы решили протестировать несколько сравнительно популярных моделей и одну новинку из Минска, производство которой стартует уже в июле. Итак, встречайте: Luyuan LEV-007 — китайский электроскутер с внешностью ямаховского ретробестселлера Vino, спроектированный в Европе с нуля и производимый в Поднебесной Еltгесо Sunny L, Minsk Упа-Упа 800 — перепевка ямаховской «электрички» ЕС-03 и «тяжеловес» в ряду велогибридов Luyuan RB-208.

Первый взгляд

Электротранспорт пока вчистую проигрывает бензиновому по "максималке" и "дальности боя".

Первые две машины — чистой воды скутеры, которые можно отличить от собратьев с ДВС, лишь внимательно осмотрев маятник. Вместо «ноги» с вариаторной трансмиссией здесь установлен щиточек, мотор запрятан внутри колеса. Дизайн нареканий не вызывает: за «Вино» уже проголосовали кошельком сотни тысяч покупателей по всему миру, а у «солнцескутера» (Sunny) лучезарное «личико» в лёгкой цветовой гамме настраивает окружающих на позитив. Аппарат не маскируется под взрослый бензиновый скутер, но это не криминал, а в определённых ситуациях (например, при просачивании между пешеходов на тротуаре) даже хорошо.

У «Минска» вообще необычный экстерьер, что и было задумано японскими конструкторами и маркетологами. Модель Yamaha ЕС-03 дебютировала в 2007 году на Токийском моторшоу, оригинал продаётся в Европе по цене €2088, при этом он имеет мудрёный консольный маятник, в котором упрятан электромотор и планетарная передача на колесо. Другая его особенность — аккумуляторная батарея является одновременно подседельной панелью и объединена с зарядным устройством. Упа-Упа-800 попроще: установлен двухсторонний маятник без затей и мотор-колесо. Литий-ионный аккумулятор увеличенных размеров вставляется под седло, «зарядка» прилагается отдельно. Есть и полезное усовершенствование — на месте кургузого переднего щита появился овальных форм бардачок, запирающийся на ключ. А ещё снабдили аппаратец педальками — на всякий случай. Однако велогибридом назвать Упа-Упа-800 язык не поворачивается.

А вот Luyuan RВ-208 — велогибрид. Правда, не совсем типичный: блок фары пытались облагородить, есть «приборка» и зачаточный задний блок световых приборов, а грузоподъёмность заявлена такая, что не всякий скутер столько увезёт. Фишка модели — сиденье пассажира можно разложить в огромную багажную платформу. Но и это не всё: откидываются боковины — и получается электровело-грузовик! Огромная корзина спереди — как в сетевых магазинах.

Внешность, конечно, вещь важная, но ходовые и эксплуатационные качества у электротранспорта задают аккумуляторы: их ёмкость, вес, расположение, удобство зарядки и цена. Наиболее продвинутой батарея оказалась на «Минске» — литий-ионная. При достаточной ёмкости она самая лёгкая, удобно извлекается для зарядки дома. При этом производитель обещает вполне приемлемую цену, что подтверждает и умеренная стоимость самого скутера. У трёх других моделей батареи свинцовые, не обслуживаемые. У Eltreco Sunny аккумулятор — монолит специальный формы, спрятанный под пол аппарата и запертый на замок. Есть ручки — чтобы удобнее нести, допустим, в квартиру. У LEV -007 аккумуляторная батарея не предусматривает отдельное существование от скутера. У велогибрида батарея снимается, запирается, есть удобная ручка.

Важный аспект «электричек» — есть ли система рекуперации. Она обеспечивает возврат части электроэнергии аккумулятору при торможении. При этом мотор, переключившийся на режим генератора, производит торможение — которое, однако, может оказаться и слишком сильным. Наличие рекуперации увеличивает дальность поездки на одной зарядке батареи и продлевает жизнь штатным тормозам. Такая система оказалась у «Луюаней», а то, что она работает, показывает амперметр на «приборке»: при торможении стрелка отклоняется в другую сторону. По ощущениям — словно кто-то хватает скутер за хвост.

Наибольший объем багажника — под седлом Eltreco Sunny, однако мотошлем туда не войдёт, даже самый открытый. Чуть меньше места под седлом Luyuan LEV-007. Минский же щёголь позволяет положить небольшой багаж лишь в передний кофрик. Зато на тяжеловесе Luyuan RВ-208 можно увезти мешок с картошкой, или пассажира, если раскинуть багажник. Однако потайных запирающихся объёмов у него нет.

Органы управления — привычные скутерные (ручка газа и тормозные рычаги на руле), однако у КВ-208 положение рычагов — как на велосипедах: задний тормоз приводится правым рычагом, передний — левым. Впрочем, это не так важно — поездка показала, что тормоза слабые. Ревизия «приборок» огорчила — ну не любят создатели «электричек» своих пользователей! Одометр оказался лишь у одной модели (Luyuan LEV-007). А ведь на электроскутере этот прибор поважнее, чем все другие вместе взятые — по нему следует вычислять, куда можно добраться на одной зарядке, а куда — нет. У велогибрида к тому же не оказалось спидометра.

Светотехника на всех машинках базируется на принципе максимальной экономии, ведь чем ярче будет светить, тем меньше проедешь. Поэтому все лампы — минимальной мощности.

1. Велогибрид имеет повышенную грузоподъёмность, задней подвески нет. 2. В дополнение к багажнику под седлом Eltreco оснащён съёмным кофром. 3. Передний ящичек "Минска" — для мелочёвки, плохо лишь, что запирается отдельным ключом.

1. Аккумулятор Eltreco Sunny L — вот такой монолит, союз свинца и пластика — запирается на ключ. 2. Аккумуляторный отсек Luyuan LEV-007 внизу, батарея не извлекается. 3. Сиденье "Минска" запирается (чтобы не украли дорогой аккумулятор), багажника нет, но есть удобная ручка. 4. Если аккумулятор Luyuan RB-208 отпереть, его можно унести домой для зарядки.

Калькуляция электротяги

Электроскутер

При цене на электроэнергию 3,80 руб. / кВт/ч одна зарядка аккумуляторной батареи обходится в 4,56 руб. (по замеру квартирного счётчика батарея берёт за 8 часов 1,2 кВт/ч). При среднем пробеге на одной зарядке 40 км стоимость 1000 км составит 114 руб. (что по деньгам сопоставимо с недельной эксплуатацией электрочайника).

Бензоскутер (4Т, 50 см3)

При существующей цене на 92-й бензин 26 руб./л и расходе в городе 2,5 л/100 км стоимость 1000 км составит 650 руб. У большинства распространённых китайских моделей ТО рекомендуется проводить как раз через 1000 км, стоимость ТО добавит ещё 500–800 руб., а если работы проводить самостоятельно (замена масла в двигателе), то это обойдётся в 300–450 руб., в зависимости от стоимости литрушки масла. С периодичностью 2–3 тыс. км потребуется замена свечи зажигания (150 руб.), очистка или замена воздушного фильтра (для поролонового фильтра потребуется фильтровое масло), замена топливного фильтра (150 руб.).

1. У "приборки" Eltreco нет одометра — неудобно. 2. Приборная панель "Минска" выполнена оригинально. Плохо, что нет одометра. 3. Многофункциональный ЖК-дисплей Luyuan LEV-007. На нём есть всё необходимое, но к сожалению, показания плохо видны при дневном свете. 4. Состав "приборки" Luyuan RB-208 непривычен — слева вольтметр, справа — амперметр, спидометра и одометра нет.

Непонятно, почему не используются светодиоды — они во много раз экономичнее. Так сделано лишь на велогибриде, где даже в фаре один мощный светодиод (переключения режимов нет). Ещё один важный бытовой аспект — штатная защита от угона. Все модели имеют замок «зажигания» (насколько этот термин уместен в отношении электромоторов), а рулевая колонка блокируется у Упа-Упа-800 и Sunny L.

Бег по кругу

Главный фактор в тесте «электричек» — не технический, а людской. Ведь редакционные тест-пилоты привыкли катать скоростные спортбайки и тяжеленные туреры, а тут «задохлики» мощностью менее киловатта (кто не помнит школу, 1 кВт=1,36 л.с). И, тем не менее, попытаемся объективно оценить представленные электроскутеры и велогибриды.

Расчет эксплуатационных расходов показывает, что электроскутер в разы выгоднее бензинового.

У всех испытанных скутеров динамика при трогании с места и до скорости 20 км/ ч несколько уступает 50-кубовому китайскому скутеру с четырёхтактным мотором («двухтактники» ещё резвее). «Максималка» на заряженных аккумуляторах составляет около 40 км/ч, у велогибрида — 35. В принципе, с такой динамикой среди тихо едущих в пробке автомобилей на электроскутере не чувствуешь себя ущербным. А вот в быстром потоке перебираться в левый ряд уже стрёмно — тут лучше воспользоваться «пешеходными льготами» и перекатиться по переходу. На загруженных загородных дорогах с одной полосой (общий заезд проходил в окрестностях подмосковного Нахабино) ехать с такой скоростью довольно страшно. Интересно, что под гору «электрички» не разгоняются — в «мозги» вставлена программа ограничения «максималки».

Самая привычная посадка — на «Льве» (1ЕМ-007). Правда, скутер изначально покажется маловат для росляков. У «солнцескутера» немалый аккумулятор под полом задает посадку с высоко поднятыми ногами — не сказать, что очень удобно, но привыкнуть можно. Для рослых скутер не мал — есть куда вытянуть ноги, при поворотах руль не задевает за колени. Удобно и на «Минске», и даже несимметричное положение ног на педалях не портит общее впечатление. У всей троицы «рулёжка» вполне адекватная. А вот высоченный электровелосипед КВ-208 непривычен для водителей моторизованных средств, да и велосипедисты вряд ли будут в восторге. К этому аппарату надо привыкать, ценя его за достоинства — большие колёса и грузоподъёмность. Все-таки велосипеду — велосипедово.

По подвескам на голову выше всех «минские», лишь к ним нареканий нет. Остальные заставляют оценивать высоту неровностей и снижать ход. Малый клиренс досаждает на Eltreco Sunny и Luyuan LEV-007. По тормозам удерживает лидерство тоже Упа-Упа-800, хотя у машин Luyuan при нажатии на рычаг любого тормоза срабатывает система рекуперации и начинается эффективное торможение мотором. Правда, с задержкой где-то в 1-1,5 с.

09.jpg

Отдельным днём проводились заезды на дальность. По понятным причинам, был выбран кольцевой маршрут неподалёку от базы. Путь фиксировался ОР5, поскольку одометр был только на LEV-007. У всех машинок пробег на одной зарядке перевалил за 40 км (подробнее — в таблице характеристик). Чемпионом стал Упа-Упа-800 с литий-ионной батарей, но... После пробега 55 км, когда «зарядомер» ещё не «бил тревогу», вдруг пропала электротяга. И испытания продолжились в новом качестве — как работает велопривод. Хватило нескольких десятков метров, чтобы понять — педальки с короткими, как у детских велобайков, шатунами годятся только для помощи мотору, когда надо заехать в крутой подъём.

«Вскрытие» скутера в специализированной мастерской показало, что в блоке батарей отсутствовал контроллер заряда, который литиевым элементам жизненно необходим. Мы сообщили о дефекте на завод. Нам пообещали с ситуацией разобраться и принять меры, чтобы товарные машины комплектовали «правильными» батареями. Полагаем, у нас будет возможность откатать конвейерный образец — тогда и сообщим о результатах. У других испытуемых приборы показывали уровень зарядки аккумулятора, только вот у гибрида полная разрядка произошла неожиданно, и пару километров пришлось также испытывать велогибрид (в данные измерений «педалирование» по понятным причинам не включено). Помимо непафосности подобной езды (в шлеме и экипировке) и жары, оказалось, что педальный привод также не слишком пригоден для автономного использования. Крутить педали намного тяжелее, чем при езде на «нормальном» велосипеде (хотя чуть легче, чем на «Минске»). При этом разряженная батарея не давала ни малейшего облегчения или увеличения скорости. Работа педалями помогала только на подъёме и при заряженной батарее. Также при трогании было видно, как уменьшается величина потребляемого тока — это увеличивало дальность «боя».

Электрификация провинции?

В городах электроскутеры вполне жизнеспособны: на них удобно «прошивать» пробки, они тихи и экономичны. Препятствия к их распространению — большие расстояния и «классовое пренебрежение» драйверов. Идеальны с этой точки зрения провинциальные городки, где расстояния небольшие, жизнь течёт неторопливо, народ реально считает каждую копейку и уровень понтовитости не зашкаливает. Там до сих пор поголовно ездят на работу и по делам на велосипедах — и не стесняются этого. Ещё один реальный сектор «электричек» — коттеджные посёлки с выездом в зоны отдыха и парки, где неторопливая и бесшумная езда доставляет удовольствие. Хороши они и для обучения детей. Ну, а что касается директив Евросоюза, вспомним русскую поговорку «Пока гром не грянет...»

1. Мотор Eltreco запрятан в ступицу заднего колеса. 2. Очень хорошая вилка "Минска", "барабан", хоть и мал, да удал. 3. В задней подвеске Luyuan LEV-007 двухсторонний маятник. У амортизаторов регулируется поджатие пружин. 4. Большие колёса Luyuan RB-208 — хорошо, а вот передняя подвеска и тормоз слабоваты.

Подпишитесь
на нашу рассылку
и первым узнавайте о новостях компании и акциях!
Подпишитесь на нашу рассылку и первым узнавайте о новостях компании и акциях!