Sur-Ron Firefly — доступный и лёгкий электрический внедорожный мотоцикл
В Китае эта модель позиционируется на рынке под маркой Dragon («Дракон»), модель Light Bee. Напоминает мне историю 1970-е годов (да, я настолько стар), когда японская корпорация «Ниссан» хотела назвать свою новую спортивную двухместную модель Fairlady, но их представитель в США (Ютака Катаяма или «Мистер Кей») был уверен, что молодые люди не станут покупать автомобиль с таким «дамским» названием, поэтому, когда автомобили прибыли в США, он тайком изменил маркировку на «240 Z». Модель имела огромный успех.
Мотоцикл Dragon Light Bee также обречён на успех в США, но под маркой Sur-Ron Firefly. Шекспир писал: «Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет», поэтому… скажем так… невзирая на торговое наименование, думаю, в Северной Америке эта модель будет весьма популярна.
Пусть в нём «всего лишь» 6000 Вт мощности, однако эта мощность запакована в лёгкой и тщательно спроектированной конструкции, способной запросто вынести самые сложные прыжки по бездорожью. А благодаря передаче между двигателем и задним колесом с большой частотой вращения нагрузка на аккумулятор низкая, поэтому двигатель меньше нагревается.
Изображение 2-ступенчатой передачи Sur-Ron
Как видно из приведённой выше картинки, в Sur-Ron использована двухступенчатая передача. На первой ступени ремень уменьшает высокую частоту вращения, а на второй цепь передаёт высокий крутящий момент на заднее колесо. Благодаря двухступенчатой передаче двигатель может работать на очень больших оборотах, входная мощность используется весьма эффективно, обеспечивая необходимую частоту вращения колеса с минимальным перегревом двигателя. Если же передача вращения от двигателя к заднему колесу происходила бы за один этап, крошечная ведущая звёздочка двигателя работала бы очень громко, а звёздочка заднего колеса была бы огромной.
В Sur-Ron используется двигатель с осевым магнитным потоком производства Golden Motor, модель HPM 3000B. У каждой конструкции свои преимущества и недостатки. Выбор двигателя с осевым магнитным потоком (а не более привычного с радиальным магнитным потоком) означает необходимость в максимальной мощности в минимальном объёме.
Основа любого электрического транспортного средства — аккумулятор и двигатель. Аккумуляторная батарея этого легкого внедорожного мотоцикла очень мощная — 32 ампер-час, 60 вольт — состоит из повсеместно признанных элементов Panasonic PF. Элементы собраны в большом прямоугольном корпусе, который при желании можно снять с рамы. Конечно же, многие владельцы заряжают аккумулятор не снимая его с рамы.
Одним из преимуществ электрических транспортных средств является то, что они отлично функционируют в лютый мороз, в тех регионах, где бензиновые двигатели зимой работают с перебоями (вот почему в скандинавских странах автомобили «Тесла» продаются великолепно). Если вы являетесь обладателем Sur-Ron и паркуете его во дворе, а живёте там, где идет снег, возможно, вы и будете снимать аккумулятор, чтобы зарядить его в доме. В этом случае аккумулятор всегда будет тёплым и готов к работе всякий раз, когда вам захочется проехаться.
С первого взгляда очевидно, что в Firefly использованы детали от внедорожного велосипеда, рассчитанного на тяжёлые условия, что делает его массу и стоимость разумными. Однако рама изготовлена специально для этой модели и сконструирована с учетом всех её особенностей.
Задняя вилка изготовлена из кованого алюминия, поэтому она максимально лёгкая, но при этом достаточно прочная, чтобы выдержать изрядные прыжки. Форма и расположение заднего амортизатора обеспечивает очень большой ход, а очертания всех элементов рамы, кажется, позаимствованы у серьёзных внедорожных мотоциклов, для которых подобные формы вполне обычны.
Амортизатор приводится в действие дополнительной тягой, что делает сжатие максимально постепенным. Это означает, что сначала вилка реагирует на неровности дороги очень легко и плавно (что обеспечивает плавность поездки на большой скорости), а затем для сжатия амортизатора требуется гораздо большее усилие, что необходимо, когда вы совершаете большие прыжки.
Очертания серьёзного мотоцикла-внедорожника и подвеска с переменной жёсткостью — причины, по которым некоторые предпочитают раму «внедорожника», не имеющую педалей электрического внедорожного велосипеда. На электровелосипеде «внедорожнике» необходимость разместить педали там, где их будут касаться ноги велосипедиста, а также присоединить их к приводной передаче приведет к изменениям в конструкции, которые изменят как внешний вид, так и рабочие характеристики.
Конечно же, на Firefly вы не сможете доехать домой, вращая педали, если аккумулятор разрядится. К счастью, ёмкость его аккумулятора очень велика.
В этом году данный сегмент рынка просто взорвался. Электрические внедорожные мотоциклы очень тихие и на них можно ездить в спальных районах, и соседи не будут жаловаться на шум. Для них не нужны права, поскольку на них ездят вне дорог на частных территориях.
Современные литиевые аккумуляторы очень безопасны, и лучше пусть мой ребёнок-подросток держит такой мотоцикл в моём гараже, нежели заливает бензин в бензобак обычного мотоцикла из канистры (помните, да?). С тех пор, как я купил электрическую газонокосилку, мне нет нужды хранить в гараже опасные канистры с бензином, и теперь я чувствую себя гораздо спокойнее.
В этой модели будут изнашиваться шины, тормозные колодки и диски, а также цепь. Однако все эти детали такие же, как для горных велосипедов, рассчитанных на большие нагрузки, их легко найти и они дёшевы, намного дешевле шин, тормозов и цепей для мотоциклов. Касательно износа, «Тесла» доказала, что правильно сконструированный электрический двигатель проработает миллионы километров. Единственные детали двигателя, которые необходимо заменять — два вала подшипника, которые незатратно купить и легко установить. Сравните с бензиновым двигателем внедорожного мотоцикла.
Это, возможно, ближайшая к Firefly модель из одной категории, поскольку в ней тоже используется много деталей из внедорожных велосипедов.
Полагаю, Firefly выглядит лучше, и, несомненно мощнее, и у него подвеска лучше. К слову, Kuberg больше подойдет юным мотоциклистам, поскольку Firefly чуть выше. Обе модели вполне доступны по цене.
Думаю, LMX 161 составит Firefly некоторую конкуренцию. Его сложно приобрести прямо сейчас, поскольку изготавливается он в Европе, и его сложно импортировать. Время покажет.
Oset 24R — прекрасный внедорожный электромотоцикл. Производитель выпускает эти электромотоциклы разных размеров, поэтому если в вашей семье есть юные мотоциклисты, модели Oset могут быть единственными моделями, которые им подойдут (диаметр колёс: 31,75 см (12,5 дюйма), 40,6 см (16,0 дюймов) и 50 см (20 дюймов)). Модель Oset 24R предназначена для мототриала, поэтому на ней ездят стоя, то есть, там нет седла. Но, уверен, вы всегда сможете купить и прикрутить седло сами.
Недостатками Oset 24R по сравнению с Firefly является то, что Oset намного дороже (рекомендуемая производителем розничная цена составляет 4299 долларов) и значительно уступает по мощности. У него не мотор-колесо, а установленный посередине двигатель. Если разместить двигатель в заднем колесе, это увеличит неподрессоренную массу, что повлияет на баланс и обратный ход подвески при прыжках. Кроме того, при центральной установке двигатель может вращаться во много раз быстрее заднего колеса. В модели Oset от двигателя к заднему колесу идёт одна цепь. Это намного лучше, чем мотор-колесо, но не так хорошо, как двухступенчатая передача на Firefly.
В Firefly использована система передач с большой частотой вращения 60V, тогда как в Oset передача одноступенчатая 24V. Это означает, что Firefly обеспечивает большую мощность и дальность с меньшими затратами.
Следующие три модели представляют собой более серьёзную конкуренцию Firefly с точки зрения рабочих характеристик. Это поистине серьёзные машины с настоящими мотоциклетными шинами, цепями и тормозами, но они тяжелее и намного дороже.
KTM Freeride E-XC можно найти здесь. Он производится в Австрии и в ограниченном количестве, поэтому вам вряд ли удастся раздобыть себе такой в Северной Америке. Модель 2018 года совершенно новая и создана с учётом уроков, которые производитель усвоил из предыдущих моделей.
Купить его можно на 7400 евро (8944 долларов по сегодняшнему курсу), но в эту цену не входит аккумулятор, который можно лишь взять в аренду (цена в США ещё не установлена).
Рекомендуемая производителем розничная цена на Alta Redshift MX составляет $14 990. Это воистину прекрасный электромотоцикл, но за 14 990 долларов.
Zero FX, как и вариант, разрешенный для езды по городу, продаётся весьма хорошо. Рекомендуемая производителем розничная цена — всего лишь 8495 долларов. И если вы хотите кататься по бездорожью целый день, можете приобрести дополнительные аккумуляторы, заменить их можно прямо «на ходу». Zero FX можно найти здесь.
Мотоцикл Sur-Ron Firefly можно приобрести в Luna Cycle в Южной Калифорнии. На территории России электромотоциклы Sur-Ron представляет компания Eltreco.
Некоторые из перечисленных моделей-конкурентов мощнее, но тяжелее и дороже. Другие из перечисленных моделей весят примерно столько же, но менее мощные и более дорогие. Sur-Ron Firefly занимает в этом ряду вполне достойное место. Это очень красивый внедорожный электромотоцикл, и, думаю, 2018 год будет хорошим годом для Sur-Ron Firefly.
Автор: Рон/spinningmagnets, январь 2018 г.
на нашу рассылку