Вызовет ли рост продаж электровелосипедов нехватку батарей?
Электромобили и автобусы на электротяге давно уже не редкость в индустрии транспорта, и их массовое появление на дорогах приводит к взрывному росту спроса на аккумуляторные батареи. Другие области приложения возобновляемых источников энергии, такие как системы хранения энергии, также находятся на подъёме из-за перехода на «зелёные» технологии.
Электровелосипеды не остаются на обочине тренда — в настоящее время сегмент мировой индустрии велогибридов «переваривает» около 10% всех произведенных аккумуляторных батарей. В недавнем заявлении аналитиков корпорации Bosch говорится о прогнозе роста рынка электровелосипедов в три раза к 2020 году, следовательно и спрос на ячейки, используемые в батареях для электровелосипедов, вырастет до 30 процентов. «Зелёная» индустрия может столкнуться с дефицитом поставок ячеек литиевых аккумуляторов, который, по мере того, как растёт спрос на электротранспорт, будет только увеличиваться.
Президент Battery Expert Forum Свен Бауэр, который также является генеральным директором BMZ GmbH, крупнейшего производителя аккумуляторных батарей в Европе, в общих чертах проанализировал текущую рыночную ситуацию и обрисовал возможный сценарий развития событий. Принимая во внимание значимость велоиндустрии в сравнении с отраслью электромобилей, он спрогнозировал, что «основные поставщики ячеек батарей не смогут удовлетворить резко возросший спрос. Небольшие компании-производители электровелосипедов могут столкнуться с нехваткой или даже остановкой поставок аккумуляторных батарей».
Один из современных технологических стандартов производства литий-ионных батарей подразумевает использование ячеек типоразмера 18650 (элемент диаметра 18 мм имеет 65 мм в длину). Например, для батареи автомобиля Tesla требуется целых 35 тыс. ячеек против 40–60 элементов для батареи велогибрида. Тенденция переключения производства ячеек аккумуляторов на типоразмер 21700 позволит не только аккумулировать большее количество энергии, но и увеличить срок службы АКБ до значения в 1500–2000 циклов. По словам Бауэра, элементы типа 21700 с номинальной ёмкостью 5,2 Ah — это очевидный путь индустрии в ближайшем будущем. Он сказал: «Это будет новый стандарт. Крупнейшие производители ячеек Sony и Panasonic начнут выпускать их в следующем сентябре, а Samsung — в апреле 2018 года».
В настоящее время в мировой индустрии можно определить четвёрку основных производителей ячеек — Sony, Panasonic, Samsung и LG — и около дюжины производителей поскромнее, таких, как Lishen, Maxell, ATN, в число которых также пытается попасть Foxconn, производитель смартфонов iPhone по заказу компании Apple. Все эти производства расположены в Азии: в Японии, Корее и Китае. На долю четырёх крупнейших производителей приходится 80% объёма рынка при производстве 5,4 млрд ячеек ежегодно. Ожидается, что в ближайшие десять лет общий объём производства увеличится в четыре раза. Но даже тогда вопрос достаточности производственных объёмов остается открытым. Проблема усложняется тем, что Китай, основной поставщик лития на рынок (спрос на который и так растёт на 27% в год), на государственном уровне декларирует программу перехода на «лёгкие электрические транспортные средства», что возможно вызовет дефицит сырья для производства литий-ионных ячеек.
Федеральное правительство Германии уже сейчас ищет возможность избежать негативного развития событий: государственные субсидии призваны поддержать локальных производителей. Запуск компании TerraE Holding GmbH во Франкфурте-на-Майне планирует крупномасштабное производство литий-ионных элементов в Германии; TerraE также заявляет, что «уже обсуждает проект с партнёрами из нескольких европейских стран». Целью является постепенное наращивание производственных мощностей до 34 GWh в год к 2028 году.
на нашу рассылку