АКБ: сердце велогибрида
Современный электровелосипед — универсальное средство передвижения, которое можно использовать как для активного отдыха, так и для поездок по делам. Качественная модель может служить вам очень долгое время, требуя лишь минимального обслуживания. Но, к сожалению, некоторые детали электробайков отличаются ограниченным ресурсом использования. К таким традиционно можно отнести, в первую очередь, тормозные колодки и покрышки колёс. И если износ этих комплектующих приводит к локальным неисправностям, то выработка ресурса аккумуляторной батареи велогибрида сводит на нет все преимущества электрификации двухколёсного друга.
Аккумулятор электровелосипеда характеризуется изначально ограниченным ресурсом эксплуатации, который измеряется в циклах разряд/заряд и, в зависимости от типа батареи, колеблется в пределах от 300 до 2000 циклов. Качественные литий-ионные аккумуляторы в среднем имеют около 1000 циклов заряд/разряд, после чего начальная ёмкость аккумулятора уменьшается до 60% от начальной и комфортное использование старой батареи становится делом проблематичным. Самые долговечные АКБ собираются на LiFePO4-элементах, обеспечивающих до 2000 циклов, что также находит отражение в их цене.
Нередко случается и полный отказ аккумулятора — после попытки включения электросистемы велогибрида признаков подачи питающего напряжения не наблюдается. Чаще всего в такой ситуации виноват выход из строя системы управления батареей (BMS). Плата управления, обычно встроенная в корпус аккумуляторной батареи, отвечает за допустимую глубину разряда аккумулятора, а также балансировку заряда ячеек при их выработке.
Диагностика неисправности АКБ сводится к локализации проблемы, инициатором которой могут быть как элементы платы BMS, так и банальный обрыв коммутации при выходе строя одной их ячеек (такую ситуацию можно часто наблюдать у АКБ невысокого качества). В последнем случае достаточно заменить неисправную ячейку для восстановления работоспособности всего аккумулятора.
При бережной эксплуатации качественного велогибрида с компонентами хорошего уровня, таких ситуаций практически не случается. Однако через несколько лет безоблачного удовольствия на горизонт далей поездки наползают тучки быстро садящейся батареи. Здесь ситуация может быть неоднозначной. В том случае, если аккумулятор велогибрида ведёт себя подобным образом после зимнего простоя, можно заподозрить не закономерную выработку ресурса, а просадку из-за какого-либо элемента, увеличившееся внутренне сопротивление которого приводит к разбалансированию АКБ, с чем не может справиться контроллер батареи. Хорошей профилактикой этой неисправности может служить периодическая подзарядка аккумулятора во время его длительного хранения. Ещё полезнее будет выполнить полный цикл заряд-разряд, после чего снова зарядить батарею для хранения.
Если по всем признакам батарея действительно потеряла часть своей ёмкости в результате естественного исчерпания элементами своего ресурса, то чтобы убедиться в этом, можно проверить АКБ на разрядном стенде, где батарея демонстрирует реальные показатели количества отдаваемой при разряде энергии. Одним из способов ремонта «уставшей» АКБ является её переборка, когда замене подлежит только часть составляющих аккумулятор элементов. Такой вариант возможен силами специалистов сервис-центров и иной раз позволит сэкономить немного денег. Чаще всего практикуется простая замена аккумулятора новым, что является самым быстрым и действенным решением проблемы.
на нашу рассылку