Каталог

Журнал «Мото» подвёл итоги тестирования электроскутера Eltreco Air Seagull 500GL

Идея борьбы за экологию всё сильнее поражает умы людей, в первую очередь обращая все силы на внедрение новых видов экологически чистого (или кажущегося таковым) транспорта. Мы решили не отставать и присоединиться к их нестройным рядам с электроскутером Eltreco Air Seagull 500.

Первые положительные эмоции возникли при получении электроскутера. Точнее, при загрузке аппарата в редакционный «басик» — пандусы для этого не потребовались, Seagull без особых сложностей получилось забросить в кузов силами одного человека. Заявленные 59 кг снаряженной (с «полностью заправленным», аккумулятором, конечно же!) массы соответствуют действительности. Второй положительный момент — пока теоретический: расчётная стоимость эксплуатации электроскутера в 15–20 раз ниже, чем у обычного скутера с ДВС. А заявленный пробег Seagull без подзарядки — 50 км — позволит лично мне доехать от дома до работы и попытаться вернуться назад. Или не вернуться — покажет опыт.

В остальном «чайка» полностью соответствует канонам класса низкобюджетного городского транспорта: динамика отсутствует, подвески и тормоза (и впереди, и сзади — барабанные) присутствуют, но... Замедление вроде бы есть — при мёртвой хватке рычага переднего тормоза скорость скутера действительно снижается, а задний тормоз может даже заблокировать колесо, но, по мотоциклетным и скутерным меркам, их всё равно что нет. Впрочем, для «максималки» в 35 км/ч, наверное, достаточно. Правда, спидометр-оптимист сразу после старта демонстрирует 8–10 км/ч, но реальной скорости эти показания не добавляют. В любом случае, самое важное при движении на электроскутере в городе — настрой. На то, что «30 минут на самокате — и вы на месте». А автомобилистам ещё стоять и стоять.

Ходовая часть «чайки» более-менее приспособлена для перемещения по городу. Точнее, для вялого передвижения по гладким дорогам. 16-дюймовые колёса неплохо компенсируют примитивность подвесок, «проглатывая» трещины и ямки асфальтового покрытия. «Плюшевая» рама активно им в этом помогает. Угол наклона рулевой можно регулировать, причём в движении: достаточно просто потянуть руль на себя или наоборот немного оттолкнуть и рулевая колонка меняет своё положение в пространстве, сопровождая это мелодичным похрустыванием пластика. Внешне электроскутер выглядит вполне достойно: и панели аккуратные, и зазоры ровные. Спереди — крючок для сумки, под седлом — багажная ёмкость, куда поместится велосипедный шлем.

Кстати, если аккумулятор разрядится-таки до прибытия в пункт назначения, в глубинах подседельного пространства есть оружие последнего шанса. Педали! По заверениям производителя, передвигаться на Seagull на мускульное тяге не намного сложнее, чем на обычном велосипеде. Правда, я не знаю, как такое возможно, всё-таки велосипед весит в 2–3 раза меньше, да и передаточные отношения можно варьировать в широчайшем диапазоне.

Так стоит ли в срочном порядке распродавать пока ещё не обесценившиеся средства транспорта с ДВС и бежать за нанотехнологичными электронедоразумениями? Проверим в ходе сезона-2012.

Замеряя экономичность бензинового аппарата, всегда можно захватить с собой резервный литр бензина. А как быть, если аккумулятор единственный, а ездить вокруг розетки неохота? Ответ один: крутить педали!

Прописавшийся в редакции электроскутер в окружении мотоциклов смотрится скромно. Но летом, когда Москва задыхается в пробках и глохнет от музыки из окон автомобилей, я посчитал его вполне подходящим транспортом для городских и даже пригородных поездок. Пролежавший неделю литий-ионный аккумулятор энергии не растратил, о чём сообщил зелёный глазок зарядного устройства. Тогда — в путь!

Жаль, что хоть и лёгкий, но объёмный зарядник под седло не умещается. Приходится класть его с собой в рюкзак. Хотя поначалу, увидев знакомую «компьютерную» вилку, я решил, что можно подключать электроскутер к сети напрямую. Хорошо, что не подключил! Приглядевшись к заряднику, нашёл отличия: у вилки для постоянного тока контакт «земли» — горизонтальный, а для «переменки» — вертикальный. И всё бы хорошо, но ответного штыря в гнезде АКБ нет, и туда действительно спокойно вставляется «компьютерный» шнур от 220 В. Не, «защита от дурака» должна быть! А то представляете, какой фейерверк может случиться?

Про «дубовые» подвески мы уже писали в прошлом номере «Мото». Тормоза после регулировки появились, но ждать хорошей цепкости от крохотных барабанов не приходится. Да и мотор тут не помогает — рекуперации нет. А как хотелось бы! Тогда «Чайке» цены не было бы — за её деньги.

По-настоящему удивила тяговая характеристика. Несмотря на неспешный разгон, скутер легко достигает заявленной максималки — 40 км/ч. Причем GPS показывает ту же скорость, с точностью до 0,5 км/ч — вот это калибровка! Но главное — ту же скорость аппарат обеспечивает и на подъёмах, и на спусках. К тому же, из-за большой инерции заднего (моторного) колеса выбег у аппарата поразительно велик. В городе это во вред — отпускаешь «газ» — а он катится и 50 метров, и 100, и дальше. Приходится активно работать тормозами перед заторами и светофорами. А по трассе — хорошо!

Бордюры — даже невысокие — не для него. Как и ямы. Малый клиренс и жесткая подвеска делают затруднительным даже подъём по лестнице. Хотя, если поставить его на рельс для колясок, преодолевать подъёмы помогает мотор.

Но главное, пожалуй, для любого девайса на батарейках — сколько он на них проработает. Отъехав от Москвы на 20 км (а от редакции — на все 30), я рассчитывал подзарядить АКБ у моих знакомых. Как назло из-за аварии на подстанции во всем районе погас свет, и мне пришлось продолжить тест, отправившись в обратный путь ночью — с фарой, но по полупустой трассе.

К тому времени напряжение на приборке снизилось с исходных 53 В до 48. Однако на динамику и максималку это почти не повлияло: последняя упала всего на 1 км/ч! До Москвы я добрался, но до редакции заряда не хватило. Панель погасла на 41 В и 36 км/ч. И больше не включалась — это не свинцовая батарейка. Обещали 50 км хода? Вот ровно столько и получилось. Отлично, учитывая пробки по дороге «туда» и включенный свет — «оттуда».

Зато есть что рассказать про педальный привод. Нажимать на педали тяжело только поначалу — ведь надо раскрутить колесо-маховик. Зато его инерция помогает преодолевать небольшие подъёмчики и бордюры. Комфортная скорость — 10–12 км/ч. Немного, но всё лучше, чем идти. И я поймал себя на том, что по дороге высматриваю розетки. Нет, увы, на улице я их не нашёл. Но случись оказаться на вокзале или в аэропорту найду обязательно!

Пока мы тестировали электроскутер и писали о выявленных недостатках, на рынке появилась новая модель, и мы тут же обменяли уже не выпускающийся аппарат на его продвинутую версию, что интересно, продающуюся у дилера по той же цене.

Весёленький цвет выбрали не случайно. Во-первых, в потоке его хорошо видно, ну а во-вторых, он идёт этому симпатичному велоскутеру. Но меняли, конечно, не ради цвета. Хотелось проверить, действительно ли новую «Чайку» вылечили от прежних болезней.

Во-первых, теперь она управляется. Блестящие снаружи амортизаторы оказались вполне рабочими и по сути. И если раньше, говоря языком лётчиков, повороты приходилось проходить «блинчиком» (при активном наклоне скутер норовил уехать «по своим делам»), то теперь более мягкая и вместе с тем «собранная» подвеска позволяет закладываться на виражах уже по-взрослому (конечно, не до колена, но всё же).

Во-вторых, она тормозит. Передний барабанный тормоз даже после регулировки работал хуже, чем задний. На новом же спереди — диск, хоть и с тросовым приводом. Ход рычага остался большим, но управляемость и эффективность выросли до приемлемого уровня. Наконец-то я могу признаться, что выезжать на улицы города теперь не страшно.

В-третьих, седло теперь нормально запирается и под него — о чудо! — помещается новый зарядник уменьшенных габаритов. А рюкзак переходит в моё безраздельное пользование.

Наконец, можно обойтись и вовсе без рюкзака, поскольку у «жёлтого» есть стильный (без скидок, если бы не топорный кронштейн) боковой кофр. При внешней миниатюрности он довольно вместителен, и туда без проблем укладываются две двухлитровых пластиковых бутылки или большой и жёсткий противоугонный трос плюс всякая мелочёвка, включая документы формата А4. Есть у кофра и замок, правда со своим отдельным ключом.

А вот педальный привод разочаровал. Сами педали крутятся ещё хуже, чем на предыдущем аппарате, да и тонкого торцевого ключа «на 16» (!) в комплекте нет как нет. Хорошо, что я предусмотрительно захватил с собой «мультитул» с тоненькими пассатижами — ими и подтягивал откручивающуюся левую гайку шатуна через каждые 300 м. Нет чтобы левую резьбу сделать — не было бы проблем! Впрочем, как заявляет дистрибьютер, на заводе о проблеме знают и следующая партия от этого недостатка будет избавлена (что, судя по скорости доработок, вполне возможно, подождём).

Но крутил я педали не просто так, а потому что в «пункте обмена техники» за три десятка километров от редакции просто забыли зарядить аккумулятор, И на ночь глядя выход был только один — тянуть в город на своём. В результате очередное испытание на дальность, и очередной рекорд — 55 км на одной «заправке».

Ареал обитания этого тихого и неспешного аппарата оказался куда больше, чем я рассчитывал. Прогулки по паркам — это хорошо, мамаши с детьми не пугаются, старушки не машут палками, да и с точки зрения закона всё в порядке — это же велосипед. С другой стороны, это городской скутер со всеми атрибутами — фара, фонарь, поворотники, сигнал. Кстати, пищалку поворотников стоит отметить отдельно: такого приятного и в то же время хорошо различимого звука на мотоциклах ещё поискать — зачёт! Но вот максималка, принудительно ограниченная 40 км/ч, не позволяет свободно маневрировать в потоке, что уже влияет на безопасность. Особенно когда справа вливается «трёхполоска», по которой автомобили мчатся с привычной московской скоростью — 80–100 км/ч.

И тем не менее, улицы Москвы «чайка» освоила прочно. Малые габариты и небольшой вес позволяют в пробках чувствовать себя как рыба в воде — при необходимости передок можно просто переставить на полметра и просочиться в щёлку между бамперами машин. Жаль только, что малый клиренс не позволяет запрыгивать на бордюры — что мне как эндуристу всё время хочется сделать.

В целом же Seagull позволяет добираться по Москве почти с мотоциклетной прытью — за счёт «велосипедных» срезок и того, что едешь практически всё время «в полный газ».

Жаль только, что с новым малогабаритным зарядником аккумулятор «наедается» не быстро — за 8 с небольшим часов. Но, по заявлению дилера Eltreco, на подходе более «быстрый» блок.

Приятные впечатления недавно подпортил «плавающий глюк» — стала «лагать» ручка «газа», т.е. мотор иногда не отзывается на его открытие. Чаще всего это происходит на перекрёстках, поэтому я стал автоматически немного «подгазовывать», чтобы знать, что точно тронусь вместе с потоком. Но в данном случае это лишь электрика, т.е. наука о контактах. Как только неконтакт станет проявляться сильнее, его можно будет поймать. А пока — ездим!

Больше трёх недель отпускной поры «чайка» провела под чехлом у стен редакции. Народ тестировал «литры» и прочие «взрослые» аппараты, да и пробеги до Moscow Raceway и обратно потребовали бы возить с собой не одну, а сразу четыре штатных батареи. Зато простой оказался хорошим тестом на сохранность заряда, который аккумулятор сдал «на отлично»: за это время пропала лишь десятая часть вольта (из 53,3) — то есть практически ничего.

По мокрому покрытому опавшими листьями асфальту «чайка» ездит вполне сносно — во всяком случае, штатные шины «Е-байк про» позволяют не сильно опасаться наклонов. А неспешный разгон и тормоза с механическим приводом не провоцируют скольжение и в продольном направлении. Кстати, шины тоже «держат заряд»: за сезон эксплуатации подкачки не потребовали.

Облицовки неплохо защищают от воды и грязи, но на полке места для ботинок мало, поэтому ставить их приходится носком внутрь, пяткой наружу — так они лучше скрыты от непогоды. И это с моим 43-м размером! Обладателям же ещё больших ступней не позавидуешь. Замечу, держать ноги на педалях инструкция не рекомендует (полагаю, из-за зыбкости такой опоры), однако «без присмотра» педали норовят встать как придётся и постоянно цепляют асфальт в поворотах. На скользком это неприятно. Лучше снять их от греха подальше. А производителю стоит придумать простейший фиксатор — ведь нужны они бывают редко!

Из эксплуатационных огрехов, помимо «лагания» газа, которое с тех пор не исчезло, но и не прогрессирует, отмечу лишь непрочность эмали на трубах багажника. Отлетает она даже от небольших прикосновений, причем чешуйками. Так, противоугонный трос в мягкой оплетке быстро протёр на трубах «плешь». Кстати, сам трос при этом не пострадал.

Но всё это мелочи. Главное — пусть неспешный, но вполне функциональный аппарат показал себя в целом надёжным и фантастически дешёвым в эксплуатации транспортом. 10 копеек за километр — даже велосипед окажется дороже, если посчитать, сколько продуктов потребуется на прокорм райдера. Да и уличный народ не проходит мимо симпатичного электроскутера: про ТТХ и цену спрашивает и стар и млад — стоит только остановиться.

Пора прощаться с «чайкой». Надеюсь, в следующем сезоне она обновится, а на рынке появятся конкуренты — как повод для сравнительного теста.

Источник: Журнал "Мото". Октябрь 2012 # (11) 242

Текст: Анатолия Сухова

Фото: Александра Кульнева

Подпишитесь
на нашу рассылку
и первым узнавайте о новостях компании и акциях!
Подпишитесь на нашу рассылку и первым узнавайте о новостях компании и акциях!